|
Фтороводород как регулятор скорости, надёжности и чистоты
В Тольяттинском государственном университете нашли способ в 6 раз снизить скорость резорбции магниевых сплавов для изготовления медицинских имплантатов. В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) нашли способ в 6 раз снизить скорость резорбции магниевых сплавов для изготовления медицинских имплантатов и сделать их более стойкими. Результаты исследования опубликованы в международном научном журнале Metals. Магниевые сплавы, способные растворяться в организме человека (биорезорбируемые), сейчас представляют большой интерес для имплантологов, так как не требуют повторных операций по их извлечению. – Но проблема всех биорезорбируемых магниевых сплавов в том, что они слишком быстро растворяются, и регулировать эту скорость достаточно сложно. А нам необходимо это делать, так как есть разные задачи, под которые эти сплавы используются, – говорит начальник лаборатории «Прецизионная микроскопия» научно-исследовательского института прогрессивных технологий (НИИПТ) ТГУ Евгений Мерсон. – Например, одно дело, когда винт вкручен в кость, и совсем другое, когда это пластина, контактирующая с мягкими тканями. Скорость растворения у них будет разной, потому что в кости практически нет циркуляции жидкости, там только ионный обмен, а в мягких тканях циркуляция происходит более интенсивно, и среда более агрессивная. Поэтому весь мир сейчас работает над тем, чтобы научиться управлять скоростью растворения магниевых имплантатов. Подходы используются разные: меняется химический состав, варьируется микроструктура, применяются различные поверхностные обработки, например, нанесение защитных покрытий. Исследователи НИИПТ ТГУ решили подвергнуть магниевый сплав обработке плавиковой кислотой (водный раствор фтороводородной кислоты, HF) и получили тройной положительный эффект. – Мы обнаружили, что на поверхности образцов после токарной обработки остаются различные загрязнения, например, частицы резца, которые ускоряют коррозию. Ускоряют её и частицы вторичных фаз. Что это значит? Например, наш сплав состоит из магния, цинка и кальция. Альфа-фаза – это кристаллическая решетка магния, в которую встроены атомы цинка и кальция. А есть ещё частицы вторичных фаз, которые имеют иной химический состав и, как правило, более положительный электродный потенциал по сравнению с альфа-матрицей. Таким образом, находясь в электропроводной среде, например, в любом водно-солевом растворе, включая плазму крови человека, они создают гальваническую пару и способны увеличить скорость растворения альфа-фазы. Плавиковая кислота растворяет и частицы металлов резца, и частицы вторичных фаз, замедляя таким образом скорость коррозии магниевого сплава, – отметил Евгений Мерсон. Он напомнил, что в ТГУ готовится к запуску производство биорезорбируемых имплантатов из магния, производить их будут на токарных станках с применением резцов, которые неизбежно оставят на поверхности изделий частички стали. – Наш способ технологичен, он позволяет обработать большое количество изделий за один раз. Нарезали винтов, подержали их 15 минут в ванне с кислотой – всё. Они обработаны, на них нет загрязнений, скорость коррозии снижена, – подчеркнул учёный. Кроме того, при взаимодействии магния с фтороводородом на поверхности образца возникает тонкий слой фторида магния, плёнка, которая плохо растворима в водных соленых растворах. – Эта плёнка защищает магний при контакте с водой или с той же плазмой крови человека и, соответственно, замедляет скорость растворения самого сплава. Таким образом получаем тройной эффект: растворение частиц «загрязнений» поверхности, растворение частиц вторичных фаз и образование фторидной плёнки – всё это в комплексе даёт нужное нам улучшение коррозионных свойств, – говорит Евгений Мерсон. – Конечно, похожие работы были, но особенность конкретно нашего исследования в том, что для сплавов системы легированияMg-Zn-Ca эти эффекты показаны не были. Кроме того, материаловеды ТГУ исследовали влияние обработки сплава плавиковой кислотой на так называемое коррозионное растрескивание под напряжением. – Пластины и винты, с помощью которых фиксируют сломанные кости, находятся под постоянной или циклической нагрузкой, например, по причине того, что человек двигается, ходит, жуёт и т.д. А одновременное воздействие на металл агрессивной среды и механического напряжения создает благоприятные условия для развития явления, называемого «коррозионным растрескиванием под напряжением». Опасно оно тем, что способно вызвать преждевременное разрушение установленного в организме имплантата даже задолго до начала его заметного растворения, и тогда понадобится повторная операция, – объясняет Евгений Мерсон. Оказалось, что обработка в плавиковой кислоте не только уменьшает скорость растворения, но и повышает стойкость сплава к коррозионному растрескиванию под напряжением. К тому же, для организма человека она тоже совершенно безвредна, что было подтверждено тестами in vitro в центре медицинской химии Тольяттинского госуниверситета. – Мы поместили обработанный плавиковой кислотой сплав в агрессивную среду, схожую по свойствам с лимфой крови человека, выдержали там, и продукты того, что перешло в эту среду из сплава, использовали для воздействия на клетки. Выяснилось, что никакого цитотоксического влияния эти продукты на клетки не оказывают, а значит обработка сплава фтороводородом не приведёт к каким-то фатальным последствиям для человека, – рассказал директор центра медхимии ТГУ Александр Бунев. Статья, подготовленная учёными Тольяттинского госуниверситета, была опубликована как приглашённая в журнале Metals Многопрофильного цифрового издательского института (MDPI). Это высокорейтинговый рецензируемый журнал по материаловедению и инженерии (уровень Q2) с открытым доступом, базирующийся в Базеле (Швейцария).
Контактное лицо: Ольга Колпашникова (написать письмо автору)
Компания: Тольяттинский государственный университет (все новости этой организации)
Добавлен: 22:33, 22.01.2024
Количество просмотров: 649
Страна: Россия
Методика ученых Пермского Политеха ускорит испытания материалов для аэрокосмической отрасли, ПНИПУ, 04:55, 17.01.2025, Россия |
121 |
При серийном изготовлении деталей из полимерных композитов, необходимо проводить испытания материала, которые занимают технологическое время. Ученые ПНИПУ разработали методику для ускоренного определения одного из ключевых параметров, влияющих на качество и характеристики будущего композитного изделия. Ее применение в 2 раза сокращает время на производственные испытания. |
|
Студент АлтГУ разрабатывает нейросеть для обнаружения беспилотников, Алтайский государственный университет, 04:55, 17.01.2025, Россия |
118 |
Бакалаврская работа магистранта института цифровых технологий, электроники и физики АлтГУ Владислава Цвенгера «Разработка сверточной нейронной сети для обнаружения беспилотных летательных аппаратов» победила во Всероссийском конкурсе на лучшую работу студентов вузов, реализующих подготовку в области информационной безопасности, по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам |
|
Ученые Пермского Политеха улучшили процесс проектирования биоразлагаемых костных имплантатов, ПНИПУ, 04:14, 17.01.2025, Россия |
30 |
Один из перспективных подходов трансплантации, востребованный в ортопедии, травматологии и хирургии – восстановление костных тканей с помощью биоразлагаемых полимерных каркасов. В физиологической среде они разлагаются, что должно происходить постепенно для правильного восстановления тканей. Ученые ПНИПУ изучили поведение имплантатов при воздействии естественных сред, чтобы повысить точность их проектирования. |
|
Ученые АГАУ завершают работу над «Красной книгой почв Алтайского края», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 21:13, 13.01.2025, Россия |
305 |
Главной задачей научного коллектива кафедры почвоведения и агрохимии Алтайского государственного аграрного университета под руководством д.с.-х.н., профессора Елены Пивоваровой на пути к «Красной книге почв Алтайского края» стала разработка методологической основы для выделения эталонных почв региона |
|
Ученые из Перми смоделировали воздействие вулканического пепла на работу авиадвигателя, ПНИПУ, 02:28, 07.01.2025, Россия |
283 |
На Земле более 1000 действующих вулканов, представляющих опасность для самолетов. В атмосферу выбрасывается вулканический пепел, попадающий внутрь. Скопление его частиц на сопловом аппарате может привести к отключению двигателя. Ученые ПНИПУ впервые оценили объемы высокотемпературных зон в тракте двигателя, где пепел переходит в жидкую фазу и становится опасным. |
|
|
|