ATREX.RU
Пресс релизы коммерческих компаний и общественных организаций
ATREX.RU
» Пресс релизы сегодняшнего дня
» Архив пресс-релизов
» Авторам от редакции
» Добавить пресс-релиз

Самое-самое //
Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Ученые Пермского Политеха рассказали, что стоит учесть при переводе ребенка на домашнее обучение

Более 174 тысяч российских школьников обучаются дома. Ученые ПНИПУ рассказали, какой возраст и внешние обстоятельства оптимальны для перехода на дистанционный формат, почему не стоит этого делать при любых проблемах с социализацией и чем он будет отличаться от обычного сверстника.
Домашнее образование — это форма обучения, при которой ребенок осваивает основные школьные самостоятельно или с помощью родителей, репетиторов, онлайн-платформ, не посещая учебное заведение регулярно. При этом учащийся законодательно прикреплен к аккредитованному учреждению для прохождения обязательных аттестаций и получения документа о его окончании.

Для каких детей образование дома эффективнее

Можно выделить две основные категории детей, для которых формат такого обучения оказывается наиболее эффективным.

– С одной стороны, это дети с трудностями в усвоении материала, которым требуется индивидуальный темп работы, или в отношениях с учителями или одноклассниками. В этих случаях этот вид учебы становится решением, позволяющим обойти сложные для ребенка проблемы. С другой стороны, это одаренные и высокомотивированные ученики, которым скучно в школе из-за медленного темпа и необходимости следовать формальностям и правилам. Они выбирают домашнее образование, чтобы высвободить время для углубленных занятий, спорта или творчества, двигаясь по программе быстрее сверстников, – отвечает кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ Елена Расторгуева.

Качество при этом зависит не столько от изначальных черт характера, сколько от грамотной организации процесса, поддержки взрослых и, при необходимости, помощи специалистов.

– Решение о переводе ребенка на такой формат занятий должно приниматься не родителями единолично, а коллегиально — с участием психолого-педагогической комиссии, педагогов и врачей. Такой подход необходим, поскольку не существует универсального психологического портрета, подходящего для такого обучения, – рекомендует кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник кафедры «Химия и биотехнология» ПНИПУ Валерий Литвинов.

– Всегда важно выяснять мнение вашего отпрыска по этому вопросу и просить объяснить, чем вызвано желание перейти на домашнее обучение. Из этих ответов взрослые смогут лучше понять его мотивацию, что позволит более объективно рассматривать необходимость перевода, – подчеркивает Елена Расторгуева.

Вескими медицинскими показаниями могут стать тяжелые заболевания, инвалидность или выраженные астенические состояния, не позволяющие посещать школу. Однако даже в этих случаях важно не упускать из виду необходимость социализации. Распространенная ошибка родителей — интерпретировать комфортное общение со взрослыми как признак развитости, хотя на деле это часто свидетельствует о неумении взаимодействовать со сверстниками.

– Перед принятием решения обязательно взвесить все плюсы и минусы формата, учитывая все индивидуальные психологические особенности: темперамент, направленность личности, уровень интеллекта, проблемные зоны и жизненные условия, – добавляет Елена Расторгуева.

С какого возраста можно переводить ребенка на обучение дома

Наименьший риск с психологической точки зрения принесет переход в старшем возрасте. К этому времени у подростка уже сформирована база социального опыта, полученного в начальной и средней школе, что снижает риски для саморазвития.

– В младших классах не рекомендуется переводить детей на семейное обучение, потому что регулярное общение со сверстниками и учителями критически важно для формирования эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. Их невозможно компенсировать никакими знаниями, работой с искусственным интеллектом или взаимодействием с родителями, ведь полноценное, целостное развитие личности связано с чувственным опытом и возможностью испытать его на себе. Особенно опасным считается лишение живого общения в подростковый период, когда контакты с ровесниками становятся ведущей деятельностью и фундаментом для дальнейшей жизни, – отмечает Елена Расторгуева.

На практике переход возможен и в более раннем возрасте при наличии веских причин: частых переездов, профессиональной занятости, например, спортом, или вынужденных обстоятельств. Однако в таких случаях обязательно обеспечить ребенку регулярное взаимодействие со сверстниками вне учебного процесса — через кружки, секции или другие активности, – с этим согласились оба эксперта.

Важно отметить, что не существует определенного «идеального» возраста для перехода на этот формат обучения. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Если у ребенка проблемы с социализацией в школе – пора ли его переводить на домашнее обучение?

Социализация — это процесс, в ходе которого усваиваются нормы и ценности общества, учится взаимодействовать со сверстниками и учителями, осваивает разные роли (ученик, друг, одноклассник), развивает навыки сотрудничества, а также адаптируется к школьной среде и ее требованиям. Это важный этап в становлении личности, формирующий нормальное поведение и успешную интеграцию в общество. Но не всегда адаптация в учебном заведении проходит «гладко», некоторые ученики могут сталкиваться с непониманием окружающих, например, буллингом.

Важно отличать настоящий буллинг — систематическую травлю при попустительстве взрослых — от единичных конфликтов, которые являются естественной частью социализации. Ключевыми признаками первого состояния являются повторяемость нападок со стороны обидчика, их целенаправленность и дисбаланс сил. К единичным конфликтам можно отнести как обычный спор, так и что-то более серьезное, возможно, предательство лучшего друга.

– Возможным вариантом выхода из такой ситуации может стать домашнее образование. Ребенку станет спокойней, нервная система восстановится и станет устойчивее. А вот разовые конфликты, пусть даже довольно тяжелые для его психики, не должны становиться поводом «сбегать» из школы. В дальнейшей жизни ему все равно придется сталкиваться с чем-то подобным и учиться взаимодействовать в заданных обстоятельствах. Ограждение от любых стрессовых ситуаций лишает его возможности научиться разрешать споры, отстаивать границы и адаптироваться в коллективе, – объясняет Валерий Литвинов.

Хотя такие меры могут стать временным решением при серьезной травле, оно не заменяет необходимости развития социальных навыков. Задача взрослых — не изолировать чадо от любых трудностей, а создавать среду, где он может научиться конструктивно взаимодействовать с другими в рамках допустимого.

Стоит ли ждать, что домашнее образование разовьет навык самоорганизации

– Этот формат предполагает полную заинтересованность и вовлеченность ученика, что бывает редко в силу нашей психофизиологии. Лень –это наш базовый механизм, предохранитель от трат энергии на задачи, не приносящие очевидной выгоды для выживания. И он срабатывает очень быстро при любой возможности. В условиях ослабленного внешнего контроля за выполнением заданий и отсутствия четкого графика большинство детей не обзаводятся навыками самоорганизации, а, наоборот, получают больше возможностей избегать учебы. Так что ожидать от домашнего образования появления особых компетенций не только преждевременно, но и необоснованно, – считает Валерий Литвинов.

Как невозможность сравнить себя с одноклассниками влияет на ребенка

– В ситуации, когда дополнительных занятий и другой активности у ребенка нет, опасность того, что он будет чувствовать себя менее подготовленным, более напряженным и даже в чем-то беспомощным или, наоборот, необоснованно самоуверенным, невосприимчивым к обратной связи в условиях конкуренции современного общества, очень велика. Пока его сверстники в школе тренируются выигрывать и проигрывать, быть наравне с другими, для них это становится естественным и постепенно формирует внутреннюю силу, устойчивую самооценку. А ученик, получая знания дома, может смотреть на себя только через призму собственных хороших или плохих результатов тестов и контрольных. Это создает суженное, заниженное или завышенное представление о себе, если в такое обучение не включены групповые формы взаимодействия, – предупреждает Елена Расторгуева.

Такие дети оказываются психологически менее подготовленными к реальным вызовам взрослой жизни, где умение работать в команде, разрешать конфликты и адаптироваться в коллективе критически важно.

Чем ребенок, обучавшийся дома, в будущем будет отличаться от людей, которые посещали школу

– Выпускники «домашней школы», находившиеся на нем с раннего возраста, часто сохраняют детскую позицию, ожидая постоянной поддержки и руководства от окружающих, поскольку у них не сформированы навыки самостоятельности и ответственности перед другими. Им тяжело выстраивать дружеские отношения. Они не готовы идти на компромиссы и проявлять гибкость в решениях. Особенно это заметно при гиперопеке со стороны родителей, – отмечает Валерий Литвинов.

Парадоксально, но многие из этих людей впоследствии обижаются на своих мам и пап, которые когда-то пошли у них на поводу, выбрав легкий путь изоляции от внешних факторов. Так что даже при объективных показаниях к такому образованию необходима системная работа по компенсации социального опыта и приучению к независимости, иначе качество будущей жизни человека будет неизбежно страдать.

Как помочь ребенку на домашнем обучении подготовиться ко взрослой жизни

Успешная адаптация требует системного подхода, где рост в обществе формируется целенаправленно. Помимо посещения очных секций и массовых мероприятий, нацеленных на общение со сверстниками, не менее важным становится и приобретение навыков бытовой и учебной независимости. Ребенку стоит передавать полную ответственность за некоторые сферы его жизни.

Родители не должны заменять учителей, их главная задача – сформировать навыки самостоятельной умственной деятельности. В том случае, если занятия грамотно выстроены и проводятся эффективно (этому семья может научиться на семинарах), достигаются цели развития автономности и метакогнитивных навыков учащихся (способности осознавать и контролировать собственные мысли и процессы обучения), столь востребованных на современном этапе в обществе. Таким образом, формат домашнего образования во многом зависит от качества его организации.

Контактное лицо: Татьяна (написать письмо автору)
Компания: ПНИПУ (все новости этой организации)
Добавлен: 06:06, 29.10.2025
Количество просмотров: 90
Страна: Россия

Ученые Пермского Политеха выяснили, как превратить опасные отходы в полезные продукты как для ракетных двигателей, так и сельского хозяйства, ПНИПУ, 06:03, 29.10.2025, Россия
93
Ученые ПНИПУ разработали инновационную и экологически безопасную технологию очистки кислых шахтных вод. Это позволит не только просто и эффективно обезвреживает опасные отходы, но и получать из них полезные продукты – ценные металлы для промышленности и удобрение для сельского хозяйства.


Ученые Пермского Политеха рассказали, кто такие нормисы и откуда они взялись, ПНИПУ, 06:01, 29.10.2025, Россия
28
«Нормисы» — один из социальных трендов последних лет. Это люди, которые строят свою жизнь на проверенных временем правилах и получают удовлетворение от привычного распорядка. Кто они и в чем их особенность — рассказали ученые Пермского Политеха.


Российское общество «Знание» опубликовало список финалистов взрослой категории пятого сезона Всероссийского конкурса «Знание.Лектор»., ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 05:58, 29.10.2025, Россия
18
Российское общество «Знание» опубликовало список финалистов взрослой категории пятого сезона Всероссийского конкурса «Знание.Лектор».


Ученые Пермского Политеха создали виртуальную модель эпителиальной ткани, способную прогнозировать развитие серьезных медицинских патологий, ПНИПУ, 17:58, 28.10.2025, Россия
89
Ученые ПНИПУ разработали компьютерную модель, которая воспроизводит поведение живых тканей при порезах, ожогах, онкологических процессах — и прогнозирует их дальнейшее развитие.


В Алтайском ГАУ стартовал Международный фестиваль «Наука 0+», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 17:58, 28.10.2025, Россия
96
В Алтайском государственном аграрном университете прошли научно-просветительские мероприятия в рамках 20-го Международного фестиваля «Наука 0+».


От града до космической пыли: модель ученых ПНИПУ в 2 раза точнее аналогов определяет место и силу удара, ПНИПУ, 17:52, 28.10.2025, Россия
83
Незаметные микроскопические повреждения могут стать причиной серьезных проблем в авиации и космонавтике. Ученые Пермского Политеха разработали математическую модель сенсорного покрытия, которое точнее аналогов определяет место и силу даже самых незначительных повреждений.


Ученые Пермского Политеха рассказали, можно ли вычислить разбавленный бензин, ПНИПУ, 15:37, 28.10.2025, Россия
50
В условиях дефицита топлива и роста цен на сырье появляется все больше сообщений о случаях реализации на АЗС некачественного бензина, который могут разбавлять. Его использование угрожает безопасности людей и исправности автомобилей. Ученые Пермского Политеха перечислили признаки, позволяющие распознать фальсификат.


Ученые Пермского Политеха создали инструмент для контроля за движением транспорта, ПНИПУ, 15:30, 28.10.2025, Россия
48
Систематические сбои в работе общественного транспорта представляют собой одну из острых проблем, влияющих на качество жизни горожан. Ученые Пермского Политеха разработали систему, которая с точностью 82% распознает автобусы с дорожных камер и передает актуальные данные о движении маршрутов.


В Красноярске пройдет интенсив для молодых ученых «Перспективные космические технологии» с трудоустройством, АНО "Мастерская Технологического Лидерства", 15:27, 28.10.2025,
51
Приглашаем студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых принять участие в уникальном научно-исследовательском интенсиве "Перспективные космические технологии". Это практический образовательный спринт, цель которого - не просто обсуждение, а реальная проектная работа над актуальными задачами космической отрасли.


Ученые Пермского Политеха создали «умный» ортез для пальцев из материала с эффектом памяти формы, ПНИПУ, 17:13, 27.10.2025, Россия
145
Ученые ПНИПУ разработали ортез для реабилитации травмированных пальцев. Его основу составляет термоусаживаемая трубка из особого сшитого полиэтилена, обладающего памятью формы.


Разделы //


Новости по странам //
Сегодня у нас публикуются //
Разработано AVart.Стуdия © 2008-2025 atrex.ru
  Rambler's Top100