ATREX.RU
Пресс релизы коммерческих компаний и общественных организаций
ATREX.RU
» Пресс релизы сегодняшнего дня
» Архив пресс-релизов
» Авторам от редакции
» Добавить пресс-релиз

Самое-самое //
Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Ученые Пермского Политеха определили лучшие параметры лопасти с изменяемой геометрией для снижения шума вертолета

Лопасти вертолета создают вибрацию и шум, из-за которых можно потерять слух. Для предотвращения этого форму лопастей во время полета могут регулировать пьезоактуаторы. Их применение требует разработки надежных методик проектирования. Ученые ПНИПУ рассчитали, какие параметры лопасти позволяют максимально эффективно гасить вибрацию и шум.
Лопасти вертолета при полете создают вибрацию и шум, что приводит к дискомфорту пассажиров, увеличению нагрузки пилота, снижению долговечности компонентов конструкции. Для уменьшения этих эффектов существуют пьезоактуаторы – это устройства, которые регулируют форму и наклон лопастей во время полета, чтобы те меньше вибрировали и шумели.Хотя теоретические основы таких «умных конструкций» уже существуют, их практическое применение требует разработки надежных методик проектирования. Ученые Пермского Политеха рассчитали, какие параметры лопасти позволяют добиться максимального изменения формы, чтобы лучше гасить вибрацию и шум.

Статья опубликована в журнале «Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника», № 79, 2024. Работа выполнена при финансовой поддержке государственного задания (проект № FSNM-2023-0006).

Снижение вибраций и шума вертолета — это важная задача, направленная на повышение безопасности, комфорта, экономичности и экологичности вертолетных перевозок. Кроме того, эти негативные эффекты создают дискомфорт для людей, живущих вблизи аэропортов и вертолетных площадок, мешают отдыху, работе и даже влияют на здоровье: считается, что звук, который превышает 85 дБ, вреден, при этом вблизи вертолета он может достигать примерно 100-110 дБ. На таких высоких уровнях шума постепенно и незаметно повреждаются слуховые клетки. Человек может долго не осознавать проблему, пока она не станет заметной. Также постоянный высокий уровень шума негативно влияет на психологическое состояние, вызывает усталость и раздражительность.

Сегодня лопасти вертолетов делают в основном из композиционных материалов. Это позволяет снизить вес конструкции и при этом сохранить ее прочность и жесткость, а кроме того – интегрировать в конструкцию пьезоэлектрические актуаторы прямо в процессе изготовления. Пьезоактуаторы – это такие устройства, которые преобразуют электрический потенциал в деформацию. Они искривляются (растягиваются или сжимаются) и меняют форму лопасти – изгибают или скручивают ее. Таким образом, лопасть адаптируется к условиям полета, улучшаются летные характеристики.

Ученые Пермского Политеха рассчитали, какие параметры позволяют добиться максимального изменения формы лопасти, чтобы лучше гасить вибрацию и шум.

Исследование проходило в два этапа. На первом ученые смоделировали деталь на компьютере. Они рассмотрели два варианта строения лонжерона – продольного несущего элемента для усиления лопасти: один имел C-образное строение, другой – D-образное. Пьезоактуаторы в обоих случаях были размещены на поверхности детали. Другими словами, ученые создали цифровой двойник конструкции, а затем провели моделирование его работы при воздействии управляющих электрических сигналов и эксплуатационных нагрузок.

Второй этап заключался в экспериментальной апробации цифровой модели.

– Для того, чтобы проверить, насколько достоверны данные, полученные с помощью цифрового двойника, мы провели аналогичные лабораторные испытания на реальном композиционном материале. В качестве образца использовался углепластик (один из самых распространенных композиционных материалов), толщина которого была такой же, как у обшивки исследуемой вертолетной лопасти. В рамках лабораторных экспериментов модельный образец был жестко закреплен с одной стороны. В его центре размещен пьезоактуатор, на который с помощью высоковольтного усилителя и генератора сигналов подавалось разное электрическое напряжение – 200, 500 и 1000 В. При этом анализировалось его влияние на деформацию в углепластике. Угол закручивания измеряли высокоточными лазерными датчиками перемещения в трех местах – два по краям и один в центре, – рассказывает Екатерина Нуреева, аспирантка кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ПНИПУ.

При сравнении данных, измеренных датчиками, с результатами, полученными на цифровом двойнике, выяснилось, что погрешность разработанной модели не превышает 8%. Это значит, что она обладает высокой точностью и ее можно использовать для дальнейших исследований.

– Результаты численных экспериментов с использованием цифрового двойника позволили определить рациональные параметры конструкции. Для того, чтобы снизить шум и вибрацию композитного несущего винта вертолета, необходимо предотвратить возникновение создаваемого лопастью турбулентного потока. Этот эффект достигается при угле закручивания 4 градусов, – поясняет Павел Писарев, доцент кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ПНИПУ, кандидат технических наук.

Исследование ученых Пермского Политеха позволит достичь большего изменения угла закручивания и, как следствие, улучшить аэродинамические характеристики вертолетов. Результаты лабораторных испытаний подтвердили высокую точность предложенной модели, что открывает новые возможности для дальнейших исследований и практического внедрения технологий, направленных на повышение комфорта и безопасности вертолетных перевозок.

Контактное лицо: Лидия Попова (написать письмо автору)
Компания: ПНИПУ (все новости этой организации)
Добавлен: 22:39, 12.03.2025
Количество просмотров: 200
Страна: Россия

РУДН приглашает стать частью самой многоязычной студенческой конференцией в России!, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 16:35, 06.05.2025, Россия
320
Приглашаем вас принять участие в Международной студенческой научной конференции. Это событие станет уникальной платформой для обсуждения актуальных вопросов мировой экономики и, что особенно важно, будет самой многоязычной студенческой конференцией в России.


От лифтов до хирургических роботов: ученые Пермского Политеха уменьшили размер и повысили эффективность линейного двигателя, ПНИПУ, 00:54, 04.05.2025, Россия
298
Для лифтов, насосов, работы станков и хирургических роботов используются линейные двигатели. Существующие конструкции нередко сталкиваются с проблемами высокого напряжения, сложности изготовления и перегрева. Ученые ПНИПУ модернизировали линейный двигатель: уменьшили его размер, снизили напряжение и упростили производство.


Новая технология ученых Пермского Политеха удешевит и повысит эффективность нефтепереработки в России, ПНИПУ, 22:15, 30.04.2025, Россия
36
Масла из нефтепродуктов используются в моторных смазках, промышленных маслах, косметике, красок и лаков. Для их изготовления нефть очищают с помощью специального растворяющего вещества – метилэтилкетона. В России отсутствует собственное производство этого растворителя. Ученые ПНИПУ разработали собственную технологию его изготовления.


Студентка Алтайского ГАУ со своим проектом стартапа стала победителем всероссийского конкурса «Молодые предприниматели села», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:08, 30.04.2025, Россия
30
В Москве в рамках международной выставки-форума «AGROBRIСS+» состоялся финал всероссийского конкурса «Молодые предприниматели села», участие в котором приняли сразу 2 студенческие команды Алтайского государственного аграрного университета со своими проектами стартапов


В Алтайском ГАУ подведены итоги ежегодной олимпиады по иностранным языкам для студентов 1 курса, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 17:13, 28.04.2025, Россия
42
16 и 22 апреля студенты 1 курса Алтайского государственного аграрного университета , изучающие английский и немецкий языки, стали участниками традиционной олимпиады, организованной кафедрой иностранных языков.


В Алтайском ГАУ подвели итоги II этапа Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых образовательных организаций аграрных образовательных и научных организаций России в 2025 году, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 17:13, 28.04.2025, Россия
43
В Алтайском ГАУ подвели итоги II этапа Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых образовательных организаций аграрных образовательных и научных организаций России в 2025 году


Школьники под руководством ученых Пермского Политеха создали новое лекарство из нефти для лечения кожных заболеваний, ПНИПУ, 16:03, 28.04.2025, Россия
41
Нафталанская нефть уже давно используется в медицине: препараты из нее применяются для лечения кожных заболеваний и проблем с суставами. Однако истощение ее месторождений заставляет искать новые запасы. Старшеклассники Политехнической школы под руководством ученых ПНИПУ разработали мазь для кожи на основе нефти из месторождения Пермского края.


Ученые и старшеклассники Пермского Политеха разработали экологичную альтернативу нефтяным смазкам, ПНИПУ, 22:00, 23.04.2025, Россия
38
Нефтяные смазки используются для снижения износа в двигателях, подшипниках, шарнирах, это важно для автомобилестроения и авиации. Однако их производство вредит окружающей среде. Ученики Политехнической школы под руководством ученых ПНИПУ разработали технологию переработки жиросодержащих отходов в биоразлагаемые смазочные материалы.


Студенты Алтайского ГАУ успешно выступили во Всероссийском конкурсе научного перевода, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 21:18, 18.04.2025, Россия
53
В Санкт-Петербурге прошел II Всероссийский молодежный (с международным участием) конкурс научного перевода «Современные вопросы сельскохозяйственной науки».


Программа ученых Пермского Политеха поможет рассчитать углеродный след мусоровозов, ПНИПУ, 21:14, 18.04.2025, Россия
49
Помимо промышленности, транспорт также влияет на экологию, особенно мусоровозы. Они работают на холостом ходу, потребляют топливо, а их маршруты не всегда оптимальны, что увеличивает выбросы углексилого газа. Ученые Пермского Политеха предложили метод расчета углеродного следа мусоровоза, а также написали для этого специальную программу.


Разделы //


Новости по странам //
Сегодня у нас публикуются //
Разработано AVart.Стуdия © 2008-2025 atrex.ru
  Rambler's Top100