ATREX.RU
Пресс релизы коммерческих компаний и общественных организаций
ATREX.RU
» Пресс релизы сегодняшнего дня
» Архив пресс-релизов
» Авторам от редакции
» Добавить пресс-релиз

Самое-самое //
Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Ученые Пермского Политеха выяснили, как разрушаются детали из композита, применяемого в авиадвигателях и имплантах

Ученые ПНИПУ с помощью комбинированного метода исследовали, как деформируется структура композитной конструкции в зависимости от способа укладки волокон и надреза материала.
Композиционные изделия – это соединение двух и более материалов с разными свойствами, которые в сочетании образуют новый материал с лучшими качествами. Обычно их создают на основе полимера с внедрением внутрь волокон, которые повышают прочность изделия. Такие объекты широко применяют в аэрокосмической, строительной и медицинской отраслях. При производстве и эксплуатации сложных конструкций из композита в структуре накапливаются напряжения, которые со временем приводят к разрушению. Ученые ПНИПУ с помощью комбинированного метода исследовали, как деформируется конструкция в зависимости от способа укладки волокон и надреза материала. Результаты способствуют созданию качественных ответственных сооружений, например, деталей авиадвигателя и имплантов для замещения костной ткани.

Статья с результатами опубликована в журнале «Reinforced Plastics and Composites», 2024 год. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (проект № 22-79-00113).

Сложные композитные конструкции изготавливают путем соединения более простых деталей. Для их сборки и крепления друг с другом сверлят отверстия, но из-за этого образуются напряжения. При надрезе материала они концентрируются вокруг выреза, что существенно снижает прочность и срок службы изделия.

Сейчас, чтобы сократить временные и материальные затраты на экспериментальные исследования, актуально совершенствовать способы для предварительного расчета состояния и долговечности конструкции. Ученые Пермского Политеха предложили комбинированный метод, который включает в себя сразу несколько диагностических технологий: цифровую корреляцию изображений, микроскопию, регистрацию сигналов акустической эмиссии и конечно-элементный анализ. Их сочетание позволило выявить, как схемы укладки и ориентации отверстий влияют на механизм разрушения композитов.

В работе исследовались прямоугольные полимерные образцы, армированные углеродными волокнами по двум схемам – вдоль оси изделия и под углом. На них выполнили отверстия в трех вариантах направления: 0°, 90° и 45°. Испытания проводили для образцов с вырезами и без них, одновременно происходила регистрация деформаций и перемещений на поверхности.

– Мы выяснили, что укладка волокон вдоль изделия и наличие отверстий приводит к снижению средних предельных напряжений по сравнению с вариантом без вырезов. А отверстия в образцах с укладкой под углом не влияет на существенное изменение несущей способности.

Микроструктурный анализ показал, что к основным типами разрушения относятся растрескивание полимерного основания, разделение слоев и разрушение волокна, – поделилась Елена Струнгарь, старший научный сотрудник центра экспериментальной механики ПНИПУ, кандидат физико-математических наук.

– Во время экспериментов мы проводили запись акустико-эмиссионных сигналов от начала испытания до полного разрушения образцов. Они позволяют качественно оценить степень повреждения композита. У образцов с разной структурой армирования количество сигналов отличается. Так, например, при укладке волокон под углом они сразу достигают высокого значения и при нагрузке увеличиваются. Под микроскопом видно, что в этот момент происходит деформация проточек, вытягивание волокон, и начинается отслоение полимера от углерода, – рассказывает Екатерина Чеботарева, младший научный сотрудник Центра экспериментальной механики ПНИПУ.

Подход ученых Пермского Политеха позволил комплексно исследовать процессы деформирования полимерных композитов, укрепленных углеродным волокном. Результаты способствуют качественному прогнозу появления повреждений в конструкции и степени ее разрушения в процессе эксплуатации.

Контактное лицо: Пермский Политех (написать письмо автору)
Компания: ПНИПУ (все новости этой организации)
Добавлен: 20:14, 08.11.2024
Количество просмотров: 326
Страна: Россия

Ученые ПНИПУ выяснили, как геометрия пор в имплантате влияет на скорость регенерации кости, ПНИПУ, 13:04, 04.12.2025, Россия
156
Ежегодно люди сталкиваются с тяжёлыми повреждениями костей, когда организм уже не может восстановить их сам. Учёные Пермского Политеха усовершенствовали компьютерную модель регенерации костной ткани. Полученные данные позволят проектировать эффективные имплантаты для быстрого и качественного восстановления.


В ТГУ создали люминофоры по новому рецепту, ТГУ, 13:01, 04.12.2025, Россия
154
Российские учёные разработали эффективный метод синтеза органических молекул с интенсивной люминесценцией.


От горсти черного пороха к красочным фигурам в небе: ученые Пермского Политеха рассказали, как устроен новогодний салют, ПНИПУ, 21:36, 03.12.2025, Россия
186
Наступила пора подготовки к Новому году, в честь которого город превращается в настоящую сказку, благодаря ярким фейерверкам. Ученые ПНИПУ рассказали, из чего состоит салют, зачем в нем два заряда, что происходит на каждом этапе полета, как искры складываются в красивые фигуры в небе и какие из них самые сложные.


Ученые ПНИПУ и АО «ВНИИ Галургии» предложили решение, которое сделает ликвидацию аварий в рудниках эффективнее, ПНИПУ, 21:30, 03.12.2025, Россия
90
Чтобы не допускать затопления соляных рудников, шахтёры вручную создают защитные перемычки под напором воды, рискуя жизнью. Учёные ПНИПУ и «ВНИИ Галургии» разработали первый в России мобильный агрегат, который механизирует этот процесс, почти исключая ручной труд и ускоряя работу в несколько раз.


Разработка ученых ПНИПУ позволит строить рентабельные всесезонные дороги вместо ненадежных «зимников», ПНИПУ, 21:25, 03.12.2025, Россия
27
Ученые ПНИПУ обучили нейросеть, которая способна с точностью до 92% прогнозировать поведение дорожных конструкций, усиленных геосинтетическими материалами, на слабых грунтах. Эта разработка является уникальной — подобных систем для расчета конструкций дорожного полотна такого типа в мировой практике пока не существует.


Российские ученые создали ремонтный материал для дорог, который можно использовать даже зимой и хранить до 40 лет, ПНИПУ, 20:44, 02.12.2025, Россия
135
Российская дорожная отрасль сильно зависит от сезонности из-за сурового климата: традиционный асфальт требует разогрева до 150–180°C, что невозможно зимой. Ученые Пермского Политеха, МАДИ, РОСДОРНИИ и РАТ разработали битумную суспензию для круглогодичного ремонта, которая может храниться до 40 лет.


Из отходов – в доходы: в ТГУ нашли применение шелухе гороха, ТГУ, 20:42, 02.12.2025, Россия
136
Профессор ТГУ Наталья Шелепина представила комплексную модель переработки гороховых отходов в рамках концепции «экономики замкнутого цикла».


В Алтайском ГАУ состоялся университетский финал проектно-образовательного интенсива Университета 20.35, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 20:40, 02.12.2025, Россия
136
1 декабря в Алтайском государственном аграрном университете прошел финал проектно-образовательного интенсива Университета 20.35, на котором студенческие команды представили свои проекты экспертному жюри и зрителям


Пермские ученые создали робота-пациента для борьбы с гипертонией, ПНИПУ, 20:39, 02.12.2025, Россия
135
Ученые ПНИПУ совместно с коллегами из ФЦССХ им. С.Г. Суханова и ПГМУ им. Е.А. Вагнера разработали многоуровневый обучающий комплекс на основе антропоморфного робота-симулятора. Данный метод демонстрирует 11% превосходство в освоении практических умений по сравнению с традиционными подходами.


Эксперт ПНИПУ рассказала, как выбрать обувь, которая не подведет на скользкой дороге, ПНИПУ, 20:30, 02.12.2025, Россия
33
По статистике, каждый третий случай зимнего травматизма связан с неподходящей обувью. Но как отличить действительно надежную пару от просто «нескользящей» по этикетке? Вместе с экспертом ПНИПУ разбираемся, на что смотреть при выборе, чтобы не скользить даже на обледеневшем асфальте.


Разделы //


Новости по странам //
Сегодня у нас публикуются //
Разработано AVart.Стуdия © 2008-2025 atrex.ru
  Rambler's Top100