ATREX.RU
Пресс релизы коммерческих компаний и общественных организаций
ATREX.RU
» Пресс релизы сегодняшнего дня
» Архив пресс-релизов
» Авторам от редакции
» Добавить пресс-релиз

Самое-самое //
Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Ученые Пермского Политеха определили, как точно компьютерная модель прогнозирует промерзание дорог

Из-за промерзания грунтов покрытие дорог разрушается. Для борьбе с этим нужны сведения о глубине промерзания грунта. Изучать это помогает компьютерное моделирование. Ученые Пермского Политеха провели мониторинг температур грунтов и установили, насколько точно с аналогичной задачей справляется компьютерная модель.
Почти на всей территории России в зимний период начинается промерзание почв, водонасыщенные грунты увеличиваются в объеме, появляется морозное пучение, вызванное расширением льда при отрицательных температурах. Из-за этого покрытие дорог повреждается и впоследствии разрушается при оттаивании весной. Для разработки мероприятий по борьбе с этим фактором, в первую очередь, необходимы сведения о глубине промерзания грунта в активной зоне дорог. Можно проводить исследования в полевых условиях, однако это трудоемкий и дорогостоящий процесс, поэтому сейчас изучению промерзания дорог помогает компьютерное моделирование. Но оно не всегда в точности соответствует реальной ситуации. Ученые Пермского Политеха провели мониторинг температур дорожной одежды на глубине до 3м и установили, насколько точно с аналогичной задачей справляется компьютерная модель.

Статья опубликована в журнале «Известия вузов. Лесной журнал», №5, 2024.

Большую опасность при строительстве и эксплуатации дорог представляют силы морозного пучения. Срок службы дорожного покрытия зависит от механических свойств грунтов, которые расположены ближе к поверхности земли. Под влиянием низкой температуры и высокой влажности почвы в основании дорог начинают деформироваться и разрушаться, что существенно затрудняет их эксплуатацию.

Климатические условия разных районов России существенно отличаются, поэтому для разработки рекомендаций по проектированию дорог для каждого региона необходимо проводить полевые исследования грунтов. Однако анализ процессов промерзания «на месте» – трудоемкое и дорогостоящее исследование, поэтому сейчас используют компьютерное моделирование. При этом важно, чтобы программа предельно точно создавала условия, аналогичные реальным, для получения достоверных данных.

Ученые Пермского Политеха провели эксперимент, чтобы проверить эффективность метода компьютерного моделирования. Они измерили глубину промерзания грунта в полевых условиях, а затем сравнили свои замеры с теми, которые получили при численном моделировании.

Вглубь грунта погрузили 32 температурных датчика с помощью пластиковой трубы длиной 3 м. Они способны измерять температуру в диапазоне от -55 до +125 °С. Так получены данные в течение осенне-зимнего периода.

Аналогичный процесс промерзания дорожного полотна моделировался в специальном ПО – программе GeoStudio, одной из самых удобных в своем роде. В ее состав входит модуль Temp, который учитывает различные исходные данные и позволяет моделировать процессы промерзания грунта земляного полотна и дорожной одежды.

– На последнем этапе мы сравнили результаты, полученные в реальных условиях с теми, что показала программа. Глубина промерзания грунта по опытным данным составила 1,73 м, а по результатам численного моделирования – 1,9 м. То есть погрешность моделирования оказалась невелика – 8%. Таким образом, это ПО позволяет достаточно точно отображать процессы промерзания и оттаивания земляного полотна и дорожной одежды автомобильных дорог, – рассказывает Владимир Клевеко, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» ПНИПУ, кандидат технических наук.

Исследование ученых Пермского Политеха показало, что численное моделирование прогнозирует глубину промерзания с достаточной для практических расчетов точностью. Это позволяет экономить на измерении показателей, а также открывает новые возможности для разработки рекомендаций по проектированию и эксплуатации дорог в различных климатических условиях России, что особенно важно для обеспечения их надежности и долговечности в зимний период.

Контактное лицо: Лидия Попова (написать письмо автору)
Компания: ПНИПУ (все новости этой организации)
Добавлен: 19:07, 08.11.2024
Количество просмотров: 217
Страна: Россия

Ученые ПНИПУ выяснили, как геометрия пор в имплантате влияет на скорость регенерации кости, ПНИПУ, 13:04, 04.12.2025, Россия
238
Ежегодно люди сталкиваются с тяжёлыми повреждениями костей, когда организм уже не может восстановить их сам. Учёные Пермского Политеха усовершенствовали компьютерную модель регенерации костной ткани. Полученные данные позволят проектировать эффективные имплантаты для быстрого и качественного восстановления.


В ТГУ создали люминофоры по новому рецепту, ТГУ, 13:01, 04.12.2025, Россия
232
Российские учёные разработали эффективный метод синтеза органических молекул с интенсивной люминесценцией.


От горсти черного пороха к красочным фигурам в небе: ученые Пермского Политеха рассказали, как устроен новогодний салют, ПНИПУ, 21:36, 03.12.2025, Россия
266
Наступила пора подготовки к Новому году, в честь которого город превращается в настоящую сказку, благодаря ярким фейерверкам. Ученые ПНИПУ рассказали, из чего состоит салют, зачем в нем два заряда, что происходит на каждом этапе полета, как искры складываются в красивые фигуры в небе и какие из них самые сложные.


Ученые ПНИПУ и АО «ВНИИ Галургии» предложили решение, которое сделает ликвидацию аварий в рудниках эффективнее, ПНИПУ, 21:30, 03.12.2025, Россия
93
Чтобы не допускать затопления соляных рудников, шахтёры вручную создают защитные перемычки под напором воды, рискуя жизнью. Учёные ПНИПУ и «ВНИИ Галургии» разработали первый в России мобильный агрегат, который механизирует этот процесс, почти исключая ручной труд и ускоряя работу в несколько раз.


Разработка ученых ПНИПУ позволит строить рентабельные всесезонные дороги вместо ненадежных «зимников», ПНИПУ, 21:25, 03.12.2025, Россия
33
Ученые ПНИПУ обучили нейросеть, которая способна с точностью до 92% прогнозировать поведение дорожных конструкций, усиленных геосинтетическими материалами, на слабых грунтах. Эта разработка является уникальной — подобных систем для расчета конструкций дорожного полотна такого типа в мировой практике пока не существует.


Российские ученые создали ремонтный материал для дорог, который можно использовать даже зимой и хранить до 40 лет, ПНИПУ, 20:44, 02.12.2025, Россия
138
Российская дорожная отрасль сильно зависит от сезонности из-за сурового климата: традиционный асфальт требует разогрева до 150–180°C, что невозможно зимой. Ученые Пермского Политеха, МАДИ, РОСДОРНИИ и РАТ разработали битумную суспензию для круглогодичного ремонта, которая может храниться до 40 лет.


Из отходов – в доходы: в ТГУ нашли применение шелухе гороха, ТГУ, 20:42, 02.12.2025, Россия
137
Профессор ТГУ Наталья Шелепина представила комплексную модель переработки гороховых отходов в рамках концепции «экономики замкнутого цикла».


В Алтайском ГАУ состоялся университетский финал проектно-образовательного интенсива Университета 20.35, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 20:40, 02.12.2025, Россия
139
1 декабря в Алтайском государственном аграрном университете прошел финал проектно-образовательного интенсива Университета 20.35, на котором студенческие команды представили свои проекты экспертному жюри и зрителям


Пермские ученые создали робота-пациента для борьбы с гипертонией, ПНИПУ, 20:39, 02.12.2025, Россия
136
Ученые ПНИПУ совместно с коллегами из ФЦССХ им. С.Г. Суханова и ПГМУ им. Е.А. Вагнера разработали многоуровневый обучающий комплекс на основе антропоморфного робота-симулятора. Данный метод демонстрирует 11% превосходство в освоении практических умений по сравнению с традиционными подходами.


Эксперт ПНИПУ рассказала, как выбрать обувь, которая не подведет на скользкой дороге, ПНИПУ, 20:30, 02.12.2025, Россия
37
По статистике, каждый третий случай зимнего травматизма связан с неподходящей обувью. Но как отличить действительно надежную пару от просто «нескользящей» по этикетке? Вместе с экспертом ПНИПУ разбираемся, на что смотреть при выборе, чтобы не скользить даже на обледеневшем асфальте.


Разделы //


Новости по странам //
Сегодня у нас публикуются //
Разработано AVart.Стуdия © 2008-2025 atrex.ru
  Rambler's Top100