|
|
|
|
Босфор и Дарданеллы: существует ли угроза блокировки Черноморских проливов
Поддержка со стороны США и ЕС нового транспортного коридора Индия-Ближний Восток-Европа без участия Китая РФ и Турции в корне меняет расстановку сил в сфере глобальной инфраструктуры. Новая инициатива создает предпосылки к войне за «транспортные коридоры».
По мнению экспертов института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), Запад преследует цели политической конкуренции с РФ и Китаем за влияние в государствах Азии и Ближнего Востока. В данной ситуации Черноморские проливы, Босфор и Дарданеллы, через которые наша страна перевозит товары и нефть, приобретают важнейшее значение в российской внешней политике.
По данным Росморречфлота, Черноморский бассейн занимает лидирующие позиции по грузообороту среди морских портов России. Через них за 8 месяцев 2023 года было перевезено 200,9 млн тонн. Из них объем перевалки сухих грузов составил 96,9 млн тонн, наливных грузов –104,0 млн тонн.
Как отмечают аналитики Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), в прошлом проливы Босфор и Дарданеллы не раз перекрывались для судов разных государств.
На первый взгляд, опасаться России нечего, так как судоходство в данных проливах регулируется международной Конвенцией Монтрё, от 1936 года – документ, восстановивший суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Черного в Средиземное море. Согласно ст. 19 конвенции, Турция может закрыть проливы для кораблей воюющих стран.
«В Турции периодически поднимается вопрос пересмотра международного правового режима Черноморских проливов, установленного Конвенцией Монтрё. Таким образом, Анкара добивается контроля над Черным морем со всеми вытекающими отсюда последствиями для морской торговли и военных перемещений в этом районе, – считает Елена Зотова, ведущий аналитик, эксперт Института развития технологий ТЭК. – Юридически Турция не имеет права перекрыть России доступ в проливы, однако на практике подобные проблемы случались. Например, в 2004 г., когда существенно возрос объем российского нефтеэкспорта, Турция ввела ограничения движения судов в Босфоре. Это привело к пробкам в проливе, убыткам за простой танкеров в размере, превышающем 100 тыс. долл. в сутки».
Турция стремится стать логистическим хабом для транзита углеводородов. Для этого идет апелляция к проблеме «перегруженности» Черноморских проливов и необходимости создания альтернативных маршрутов поставок нефти. Это обусловливало поддержку Анкарой различных схем обводных трубопроводов, особенно тех, которые проходят через территорию Турции, таких как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан.
Читайте полную версию материала на нашем сайте.
Справка: Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) изучает общие и частные проблемы энергетики, взаимосвязи различных энергетических отраслей с экономическими и политическими процессами. Материалы института призваны помочь специалистам, связанным с энергетическим комплексом, в создании реалистичной картины функционирования как отдельных энергетических направлений, так и в понимании ситуации в российской и мировой энергетике.
Контактное лицо: Екатерина Беляева (написать письмо автору)
Компания: Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) (все новости этой организации)
Добавлен: 22:15, 13.09.2023
Количество просмотров: 479
Страна: Россия
|
|
|
|
|
Разделы //
Новости по странам //
Сегодня у нас публикуются //
|
|