 |
Основная миссия коворкингов Китая - вырастить резидентов-единорогов!

Татьяна Самченко, партнер управляющей компании сети коворкингов премиум класса F2, о том, как развивается рынок коворкингов Китая. Развивая сеть премиальных пространств F2, мы постоянно изучаем мировой опыт. Китай - один из самых ярких и заметных игроков индустрии. Мы решили сравнить рынки России и Китая и найти рецепт их успеха. Несмотря на некоторое сходство, существуют заметные различия в развитии, размерах и характере этих двух рынков коворкингов. Развитие В последние годы в Китае рынок коворкингов стремительно развивается.Ожидается, что Пекин и Гуанчжоу станут ведущими городами в этой отрасли с большим количеством коворкингов. Между тем, Пекин оставался ключевым коммерческим центром страны, и большинство компаний предпочитали коворкинги и общие офисные помещения. Вторым по величине рынком коворкинга в Китае является Ухань, где есть общие офисы, привлекающие самых разных арендаторов, включая крупные корпорации, государственные учреждения и стартапы.Экономический рост в стране привел к тому, что большое число предпринимателей и представителей малого бизнеса все больше проявляют интерес к гибким условиям работы.
Коворкинг-пространства появились во всех крупных городах по всей стране. В настоящее время в Китае активно развиваются как крупные международные коворкинг-операторы, такие как WeWork, так и выросли большие национальные коворкинг-операторы как Ucommune и Kr Space. Сектор коворкингов в Китае развивался не только быстрее, но и, если так можно выразиться, масштабнее, чем в России. Существенным отличием является более широкое покрытие территории страны сетевыми операторами и количество точек в сети под управлением одного оператора. Для справки: Ucommune является одним из крупнейших коворкинговых операторов в Китае и была основана в 2015 году. Компания предлагает гибкое рабочее пространство для малого и среднего бизнеса, фрилансеров и стартапов. Как утверждает компания, она имеет более 200 коворкинговых пространств в 37 городах Китая, включая Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Ханчжоу, Гуанчжоу и Чэнду. Всего в этих коворкинговых пространствах предлагается более 400 тысяч квадратных метров рабочих пространств. Кроме того, Ucommune имеет более 130 коворкинговых пространств в мире, включая Японию, Индонезию, Сингапур, Таиланд и США.Ucommune также предлагает услуги виртуального офиса, конференц-залы, мероприятия и коучинговые программы для предпринимателей и стартапов. Компания привлекла более $1 миллиарда инвестиций с момента ее основания, в числе инвесторов структуры Alibaba Group. Kr Space - это другой крупный китайский коворкинговый оператор, основанный в 2016 году с головным офисом в Пекине. Он также предоставляет гибкие рабочие пространства для малого и среднего бизнеса и стартапов в Китае и Японии.Как заявили представители Kr Space, компания имеет более 200 коворкинговых пространств в более чем 40 городах Китая и Японии, включая Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь, Ханчжоу, Гуанчжоу, Осаку и Хоккайдо. Общая площадь всех этих пространств составляет более 400 000 квадратных метров.
Российский рынок демонстрировал более скачкообразное развитие. Особенно заметный скачок в области предложения произошел за последние пару лет и несмотря на сложную экономическую ситуацию продолжается до сих пор. Так по данным Forbes только в 2021 году московский рынок коворкингов вырос на 10,6%, а за 2022 год побил и этот рекорд, увеличившись в 1,5 раза — общий объем гибких офисных пространств составил 381 780 кв. м, (55 569 рабочих мест). Не менее впечатляющий рост демонстрируют локальные рынки в других российских мегаполисах: в Санкт-Петербурге, где по итогам прошлого года прирост составил 31%, а в 2023 — 24%. При этом, в силу объективных причин, западные коворкинг-операторы занимают незначительную долю рынка. А российские не могут похвастаться таким количеством филиалов как китайские. К сожалению, рынок коворкингов России сегодня - это в основном рынок Москвы и Санкт-Петербурга.
Концепция и государственная политика. С точки зрения форматов российский сектор коворкингов представлен коворкингами, сервисными офисами, built-to-suit проектами, гибридными форматами, технопарками и пр. Китайские коворкинги также обладают большим функциональным разнообразием, на рынке существуют сервисные офисы, built-to-suit и гибкие пространства. Основное развитие между рынками будет заключаться в подходе государства к развитию отрасли. Каждый коворкинг в России самостоятельно выбирает свою концепцию,модель и позиционирование. В Китае же ситуация выглядит несколько иначе. Большинство коворкингов в этой стране следуют общей политике по развитию и распространению инноваций, и являются не просто рабочими пространствами, а настоящими научно-технологическими и бизнес- кластерами. Все вместе коворкинги формируют экосистему для китайского бизнеса и обеспечивают взаимодействие участников рынка. Основная задача коворкинга Китая - вырастить компанию, помочь ей развиваться, и это ключевая история! Коворкинг в Китае - это не просто офисное пространство, это инкубатор бизнеса. Главными направлениями развития коворкингов стала модель «инвестиция + инкубация». За год в коворкингах Китая около 18 тыс. компаний привлекают капитал при помощи коворкингов. Если в российских коворкингах бизнес-услуги, обучение и нетворкинг скорее идет как преимущество и ноу-хау, то привлечением инвестиций для своих резидентов не занимается никто.А в Китае это обязательная история.
Культура и менталитет
Китайский и русский менталитет также оказывают влияние на стратегию развития и продвижения рынка коворкингов.
1. Коллективизм против индивидуализма Китайская культура в целом более коллективна, важность групповой гармонии и сотрудничества - это философия жизни. Напротив, русская культура имеет тенденцию быть более индивидуальной, ценящей личную автономию и независимость. Эти различия могут повлиять на то, как предприниматели и работники в каждой стране относятся к коворкингам. В Китае коворкинги рассматриваются как места для построения сотрудничества и развития бизнеса, а в России они рассматриваются как способ работать независимо, но с общими ресурсами.
2. Отношение к принятию рисков Китайская культура более склонна избегать риска, придавая большое значение стабильности и безопасности. Напротив, русская культура ценит риск и использование возможностей. Эта разница влияет на то, как предприниматели относятся к коворкингам. Отсутствие капитальных затрат и гибкие условия аренды это пути диверсификации рисков, поэтому в Китае предприниматели воспринимают коворкинги как тихую гавань для бизнеса. В России, это больше гавань для развивающихся в нестабильной экономической среде компаний, а также тех,чей бизнес находится в постоянной трансформации.Многие считают коворкинг временным офисом, планируя в будущем переехать в собственный офис. Вообще философия владеть, а не арендовать отличает российских людей.
3. Долгосрочное планирование против краткосрочного Китайская культура склонна ценить долгосрочное планирование и стратегическое мышление, в то время как российская культура часто больше ценит краткосрочные выгоды. Многие резиденты коворкингов Китая - это устоявшиеся компании, и они часто заключают долгосрочные договора, находя в этом и экономическую выгоду, и снижение рисков.В Китае коворкинги рекламируются как места для построения долгосрочных отношений и сотрудничества, в то время как в России коворкинги часто делают акцент на такое преимущество, как краткосрочная аренда.
В конечном счете, эти менталитет лишь один из факторов, влияющих на развитие отрасли. Самым важным стимулом, и рынок Китая это ярко демонстрирует, являются экономические условия, государственная поддержка, поддержка банков. В стране ведется регулярная статистика, сколько стартапов привлекли инвестиции, сколько вышли на фондовый рынок, сколько получили патенты… Можно только пофантазировать, как развился бы российский рынок коворкингов в аналогичной среде.
Контактное лицо: Ольга Викторовна Кавандина (написать письмо автору)
Компания: F2 сеть коворкингов (все новости этой организации)
Добавлен: 23:52, 29.05.2023
Количество просмотров: 498
Страна: Россия
| «Нужно чаще мелькать, тогда будет все равно на алгоритмы» — Ванторин о том, как создается вирусный контент, VertexCGI, 10:45, 10.10.2025, Россия |
73 |
| Никита Ванторин — российский предприниматель и сооснователь студии VertexCGI, которая специализируется на создании вирусных видеороликов с использованием ИИ. В подкасте Александра Соколовского бизнесмен рассказал, как создаются ролики, набирающие миллионы просмотров, зачем бизнесу вирусный контент и какие показатели учитывают платформы при продвижении видео. |
|
| Главный экономист Банка ЗЕНИТ о рекордных ценах на золото, Банк ЗЕНИТ, 15:28, 02.10.2025, Россия |
167 |
| По мнению главного экономиста Банка ЗЕНИТ Марины Никишовой, основным фактором рекордных цен на золото (выше 3900 долл. за унцию) стала неопределенность на рынке. Спустя неделю после достижения предыдущего исторического максимума (3800 долл.) цена достигла нового рекордного уровня: в эту среду тройская унция драгметалла превысила отметку 3900 долл. |
|
| За 10 лет валовый сбор орехов в России вырос на 86% – РСХБ, Новосибирский РФ АО "Россельхозбанк", 21:46, 17.09.2025, Россия |
54 |
| Эксперты Россельхозбанка проанализировали состояние рынка ореховодства в России. По данным Центра отраслевой экспертизы РСХБ, валовый сбор орехов увеличился с 2014 года почти вдвое – до 28,1 тыс. тонн (+86%) |
|
| В этом сезоне аграрии соберут более 1,7 млн тонн бахчевых – РСХБ, Новосибирский РФ АО "Россельхозбанк", 21:17, 25.08.2025, Россия |
154 |
| Эксперты Россельхозбанка проанализировали состояние рынка бахчевых в России и обозначили ключевые тенденции его развития. По данным Центра отраслевой экспертизы РСХБ, валовый сбор бахчевых в этом сезоне может превысить 1,7 млн тонн. |
|
| Российские пчеловоды в 2025 году увеличат сбор меда до 65 тысяч тонн – РСХБ, Новосибирский РФ АО "Россельхозбанк", 20:54, 17.08.2025, Россия |
149 |
| К Медовому Спасу эксперты Россельхозбанка проанализировали состояние рынка пчеловодства в России и обозначили ключевые тенденции его развития. По данным Центра отраслевой экспертизы РСХБ, в 2024 году общий объем производства меда во всех категориях хозяйств составил 63,1 тыс. тонн, а в 2025 году ожидается рост до 65 тыс. тонн. |
|
|
 |