|
Эксперт Пермского Политеха рассказала, на какие напитки вырастут цены в августе
С 1 августа в России прогнозируют увеличение стоимости безалкогольных напитков. Специалисты связывают эти изменения с девальвацией рубля и введением акциза на сахаросодержащие напитки. Ситуацию прокомментировала доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления промышленным производством Пермского Политеха Жанна Мингалева. Акциз — это своеобразный дополнительный налог на товар. В отличие от традиционных налогов (налога на прибыль, НДФЛ, НДС и т.п.), акциз представляет собой дополнительный сбор с конкретных видов товаров, априори наносящих вред окружающей среде или здоровью людей.
— Целью применения акцизов является уменьшение потребления таких товаров за счет формирования более высокой цены. Кроме того, средства, полученные от взимания акцизов, обычно идут на социальные цели, связанные с компенсацией ущерба от данного «вредного» товара. Это общемировая практика, — рассказывает доктор экономических наук Жанна Мингалева.
Во всем мире акцизы установлены на табачные изделия, алкогольную продукцию, легковые автомобили и определенные типы мотоциклов, дизельное топливо и прямогонный бензин, моторные масла для дизельных и инжекторных двигателей и ряд других товаров, наносящих прямой или косвенный вред людям и окружающей среде.
Сахаросодержащие напитки способны спровоцировать сахарный диабет, ускорить его развитие и привести к появлению других заболеваний, связанных с повышенным уровнем сахара. Таким образом, введение акциза на такие напитки преследует две цели: во-первых, сократить их потребление населением, в том числе в рамках профилактики диабета, а во-вторых, увеличить размер помощи, направляемой государством на лечение диабета. В России на эти цели в 2023 году планируется дополнительно направить сумму в размере 35 млрд рублей, полученную со сбора акциза.
Акциз взимается с готовой продукции, относящейся к категории «сахаросодержащих напитков». В нее включены безалкогольные напитки, произведенные с добавлением сахара или иными подсластителями, содержание которых превышает 5 г на 100 мл. При этом акцизом облагаются напитки в потребительской упаковке — те, что мы покупаем в магазинах. За напитки, изготовленные и упакованные для сферы общественного питания, акциз не взимается.
Говоря об импортных ингредиентах, эксперт Пермского Политеха отмечает, что на их стоимость влияет курс рубля по отношению к валюте поставки товара. Следует помнить, что не всегда расчеты ведутся в долларах США или евро, и динамика курса у разных валют отличается. Акциз взимается в одинаковом размере (7 рублей за 1 литр) за все сахаросодержащие напитки как отечественного, так и импортного производства. Поэтому как меру, побуждающую к импортозамещению, акциз рассматривать не стоит.
— Что касается роста цен на подакцизную продукцию, а именно напитки, то рост цен будет у всех — и отечественных, и импортных. Однако размер такого удорожания в процентном отношении к исходной цене будет разным и зависит от первоначальной цены продукции. У напитков с более высокой себестоимостью относительный прирост будет меньше, а у напитков с более низкой себестоимостью — больше. Это законы математики, — комментирует Жанна Мингалева.
В настоящее время акциз на сахаросодержащие напитки существует в 65 странах мира и показывает достаточно высокую эффективность, отмечает специалист ПНИПУ. Вредные газированные напитки постепенно заменяют более полезными: бутилированной водой, соками, морсами, нектарами и т.д.
— Естественно, производители сахаросодержащих напитков активно сопротивляются введению акциза, поскольку именно они наравне с импортерами являются его плательщиками. Им придется поднимать отпускные цены. Оптовая цена повысится минимум на 7 рублей за литр. Про максимум говорить сложно — это зависит от конкретного производителя, — отмечает эксперт Пермского Политеха.
Чтобы избежать сильного повышения цены на товар, производители могут сэкономить на ингредиентах и упаковке, заменив их более дешевыми. Это особенно действенный метод при большой доле импортных составляющих в готовой продукции, считает эксперт ПНИПУ.
В России уже существуют специальные программы импортозамещения в пищевой промышленности, рассказывает доктор экономических наук. Они направлены на развитие отечественного производства всех рецептурных ингредиентов: очищенной питьевой воды, сиропов, двуокиси углерода (применяется в производстве газированных напитков), консервантов, красителей, ароматизаторов, упаковки, маркировки, тары и т.д. Однако, многие крупные отечественные производители предпочитают использовать импортные ингредиенты, перекладывая рост их стоимости на покупателей.
— Помимо безалкогольных напитков, произведенных с добавлением сахара или иных подслащивающих веществ, в перечне подакцизных товаров также находится безалкогольное пиво (с содержанием этилового спирта до 0,5%) с содержанием сахара. При этом не облагаются акцизом такие безалкогольные напитки, как соки, нектары и морсы, а также квас с содержанием спирта от 0,5% до 1,2% включительно. При условии, что в них не содержится сахар, — отмечает специалист Пермского Политеха.
Крупнейшие производители напитков и соков «PepsiCo» (владеет брендами «Русский дар», «Frustyle», «Любимый», «J7» и др.) и «Сады Придонья» заявили об индексации на 10-20% в связи с удорожанием сырья, материалов, обслуживания оборудования и транспортных услуг. Изменения стоимости обусловлены не только введением акциза, но и динамикой курса рубля.
Контактное лицо: Анна Брюханова (написать письмо автору)
Компания: ПНИПУ (все новости этой организации)
Добавлен: 22:57, 01.08.2023
Количество просмотров: 712
Страна: Россия
Урок пенсионной грамотности прошел в Цнинской школе №2, ОСФР по Тамбовской области, 04:37, 18.12.2024, Россия |
135 |
Десятого декабря 2024 года заместитель управляющего ОСФР по Тамбовской области Юлия Лутовинова посетила Цнинскую школу №2, где рассказала старшеклассникам о функциях пенсионной системы России, о правилах формирования пенсионных прав, о роли «белой» зарплаты. |
|
Журнал «Москвичка» запускает закрытый событийный клуб МОСК, Журнал "Москвичка", 03:50, 18.12.2024, |
35 |
Подводя итоги первого года работы, команда журнала «Москвичка» заявляет о запуске электронной версии журнала и закрытого событийного клуба «МОСК». Новые продукты расширят уже сформировавшееся комьюнити «Москвички», объединив команду, партнеров, друзей и читателей журнала. |
|
|
|