ATREX.RU
Пресс релизы коммерческих компаний и общественных организаций
ATREX.RU
» Пресс релизы сегодняшнего дня
» Архив пресс-релизов
» Авторам от редакции
» Добавить пресс-релиз

Самое-самое //
Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Не надо гнаться за количеством прочитанных за лето книг» интервью с автором пособий по литературному чтению

«Не надо гнаться за количеством прочитанных за лето книг» интервью с автором пособий по литературному чтению
Вместе с экспертом разобрались, как помочь ребенку освоить азы читательской грамотности.
Как сформировать интерес ребенка к книгам в дошкольном и младшем школьном возрасте — вопрос, который беспокоит родителей уже больше 20 лет.
Ответить на него, а также разобраться, от чего и от кого зависит формирование у ребенка способности к смысловому чтению, «Летидору» помогла Марина Бойкина — старший преподаватель Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, автор пособий по литературному чтению Группы компаний «Просвещение».
Марина Викторовна, в международном исследовании качества чтения PIRLS российские ученики начальной школы стабильно занимают первое место. Означает ли это, что с чтением у нас все в порядке?
На мировом уровне показатели действительно высокие, но я бы не стала утверждать, что у нас все в порядке. Согласно данным последнего исследования PIRLS, лишь 26% детей умеют находить в тексте информацию, перерабатывать ее и представлять на ее основе свои тексты, то есть обладают читательской грамотностью в полной мере.
Данные всероссийских проверочных работ это подтверждают — лишь 22% детей умеют определять в тексте главную мысль, а это ключевой результат обучения в начальной школе.
Все, что связано со смысловым чтением, с пониманием текста, у большинства учеников вызывает проблемы, и наши учителя пока не могут их решить.
Чем это обусловлено?
Анализируя уроки самых разных учителей-словесников на YouTube, нетрудно заметить, что в основе этих уроков лежит не процесс обучения, а процесс определения результатов.
Например, учитель просит ребенка найти, где в тексте поднимается та или иная тема, ребенок ищет, находит или не находит, а учитель оценивает результат. Но в начальной школе перед педагогом стоит другая задача — научить ребенка это делать, объяснить шаг за шагом, как должен строиться процесс поиска, дать ему в помощь алгоритмы. Тогда доля детей, обладающих читательской грамотностью, увеличится и не будет сокращаться к 8-9 классу.
Многие учителя в большей степени озабочены достижением планируемых результатов в соответствии с ФГОС, забывая о методике, которую никто не отменял. Проблемы детей чаще всего обусловлены ошибками учителей.
Если основное требование учителя — чтобы ребенок читал каждый день в течение часа, то результата не будет.
Почему? Неужели чтение рекомендованных книг в детском возрасте может оказаться бесполезным?
Если чтение представляет собой не «кропотливую работу над словами», как говорил Сухомлинский, а технический процесс, не подразумевающий получения удовольствия, то пользы не будет.
Чтение должно быть смысловым, школьник должен учиться понимать текст, глубоко погружаясь в его содержание.
Ребенок, не овладевший смысловым чтением, во взрослой жизни не сможет самостоятельно работать с текстами, а значит, не сможет успешно учиться и, став взрослым, решать самые разные проблемы.
То есть в советские годы и на рубеже веков в наших школах смысловому чтению не учили?
Конечно, учили. Еще в 1970-е годы о важности понимания текста говорила, например, Генриэтта Григорьевна Граник, позже ставшая академиком РАО и написавшая много работ на эту тему.
Уже тогда было ясно, что без решения этой проблемы качество образования улучшить не удастся. А термин «смысловое чтение» — просто емкое понятие.
В каком возрасте и каким образом нужно формировать у ребенка любовь к чтению?
Формирование интереса к чтению начинается с дошкольного возраста, когда родители читают вслух своим детям или читают книги вместе с детьми. Так что роль родителей здесь очень велика. Некоторые книги могут быть прочитаны несколько раз.
А в полной мере этот интерес формируется уже в начальной школе, когда у ребенка «начитано» порядка ста книг.
Интерес возможен лишь тогда, когда что-то получается. Поэтому в учебниках начальной школы системы «Школа России», особенно для первого класса, содержится много произведений для детей дошкольного возраста. Смысл в том, чтобы ребенок узнавал книги, содержание которых ему знакомо с дошкольного детства, и понимал их.
А если понимания нет, эффект будет такой же, как от чтения на незнакомом иностранном языке.
И в школьной, и в родительской среде есть устоявшийся термин «летнее чтение». Как организовать чтение на каникулах, чтобы заинтересовать ребенка?
Мне не очень нравится этот термин — он ассоциируется со списком книг на лето, которые дает учитель. Когда ребенок получает такой список и должен все указанные там книги прочитать, есть риск, что вместо смыслового чтения мы получим сугубо техническое. Обычная ситуация, когда мама говорит: «Учительница задала — читай! Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь».
Чтобы ребенок читал летом с интересом, нужна большая работа с родителями — они должны понимать, как вести себя с ребенком и чем они могут ему помочь.
Главный принцип — чтение не должно быть наказанием.
Нужно не заставлять ребенка читать, а открыть перед ним мир книги. Для этого взрослым нужно читать ему вслух — минут по тридцать перед сном, и читать самим, чтобы у школьника перед глазами был позитивный пример, и читать вместе с ребенком, и обсуждать прочитанное. Не спрашивать, что ты понял из прочитанного, а спросить, например, понравился литературный герой или нет.
В наших пособиях для начальной школы «Литературное чтение. Читательский дневник» есть даже специальный раздел «Семейное чтение», ориентированный на родителей.
Вы считаете, что списки книг на лето детям давать не нужно?

Если список предлагается, то он должен быть рекомендательным, рассчитанным на родителей, и произведения в нем должны быть подобраны так, чтобы у ребенка возник интерес.
В начальной школе не нужно включать туда книги, которые планируется изучать в следующем классе, — там же нет «Войны и мира», многие из них можно успеть прочитать в течение урока.
В своих пособиях я рекомендую первоклассникам книги с интересными названиями, о которых они раньше скорее всего не слышали, — например, «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли, «Знаменитый утенок Тим» Энида Блайтона. Видишь название — и сразу хочется прочитать.
А в третьем-четвертом классе добавляются книги о приключениях, о природе, тем более если ребенок на отдыхе и воспринимает природу как пространство для экспериментов.
Не нужно гнаться за количеством прочитанных произведений.
Если школьник хочет тридцатый раз подряд прочитать «Незнайку в Солнечном городе» или «Динку» Валентины Осеевой, не нужно его отговаривать. И если он хочет познакомиться с изданием, которое к школьному курсу не имеет отношения, — например, кулинарным, дайте ему добро!
Какими пособиями стоит воспользоваться летом, чтобы дети младшего школьного возраста читали с интересом и учились работать с текстами?
Я бы рекомендовала наши пособия с Инной Анатольевной Бубновой «Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи». Их можно использовать в течение учебного года для внеурочной деятельности, подготовки к конкурсам и олимпиадам, а можно дома. Пособие ориентировано на создание собственных текстов.
Например, ученику предлагается сочинять загадки на основе специального алгоритма, и к концу лета он может составить целую книжку загадок. Еще одна серия наших пособий — «Литературное чтение. Дневник читателя», с помощью которых формируется система работы с книгой.
Заставлять детей записывать в тетради свои впечатления о прочитанном — бесполезная трата времени. А вот если использовать специальные приемы, в том числе игровые, — например, предложить вести бортовой журнал и фиксировать там свои остановки в тех или иных частях текста, — то у ребенка возникнет интерес.
Главное — не бросать его, а предлагать увлекательные формы работы.

Контактное лицо: Елена (написать письмо автору)
Компания: ГК Просвещение (все новости этой организации)
Добавлен: 18:51, 11.08.2020
Количество просмотров: 337
Страна: Россия

26 компаний приняли участие в работе площадки Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей» в Алтайском ГАУ, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 21:54, 18.04.2025, Россия
253
Сегодня, 18 апреля, в Алтайском государственном аграрном университете прошла «Ярмарка вакансий 2025» в рамках площадки Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей» .


Студент Алтайского ГАУ победил в конференции по экологии, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 21:52, 18.04.2025, Россия
260
В Центральной городской библиотеке им. Н.М. Ядринцева состоялась XV городская со всероссийским участием научно-практическая конференция «Экология. Культура. Образование».


Школьники Якутии моделируют будущее: как прошла учебно-исследовательская конференция «Модель ООН в Якутии», АНО "Совет будущего", 21:19, 18.04.2025,
44
Открытая учебно-исследовательская конференция школьников по дипломатии и международным отношениям «Модель ООН в Якутии»


В филиале «Красноярский» компании «ЛокоТех-Сервис» стартовала ежегодная Всероссийская профориентационная акция «Неделя без турникетов», ООО "ЛокоТех-Сервис", 21:13, 18.04.2025, Россия
40
Накануне в сервисных локомотивных депо (СЛД) «Красноярск» и «Абакан» филиала «Красноярский» компании «ЛокоТех-Сервис» прошла ежегодная Всероссийская профориентационная акция «Неделя без турникетов».


ГК «Партнерство Маминой» объявляет о проведении уникального Большого интенсива по ГОЗ., ГК "Партнерство Маминой", 21:09, 18.04.2025, Россия
28
Группа Компаний «Партнерство Маминой» совместно с Евразийским институтом специалистов финансового рынка запускает первый на Урале двухдневный интенсив «Гособоронзаказ 2025. Все изменения».


Желдорреммаш внедряет институт молодых специалистов, https://ao-zdrm.ru/, 21:08, 18.04.2025, Россия
33
В АО «Желдорреммаш» появилась новая категория сотрудников – «молодой специалист». Внедрение института молодых специалистов является важным шагом в развитии кадрового потенциала компании и направлено на привлечение и поддержку талантливой молодежи, заинтересованной в развитии железнодорожной отрасли


Что такое «экодиктатура» и кто такие «экочемпионы»: Рашид Исмаилов рассказал студентам Алтайского ГАУ о трендах государственной политики в сфере охраны природы, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 20:57, 18.04.2025, Россия
30
Сегодня, 16 апреля, в Алтайском государственном аграрном университете с лекцией на тему «Реализация природоохранной политики в России. Ключевые аспекты» выступил председатель Российского экологического общества, председатель Общественно-экспертного совета по национальному проекту «Экологическое благополучие», председатель Общественно-экспертного совета по вопросам экологии при губернаторе Алтайского края Рашид Исмаилов


Студенты Алтайского ГАУ стали призерами финала регионального Конкурса исследовательских работ по финансовой грамотности, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 20:56, 18.04.2025, Россия
30
В Барнауле состоялся финал Конкурса исследовательских работ по финансовой грамотности.


Представители красноярского филиала приняли участие в Едином дне открытых дверей в кластере «Железнодорожник Енисейской Сибири», ООО "ЛокоТех-Сервис", 19:30, 18.04.2025, Россия
57
Представители красноярского филиала приняли участие в «Родительском собрании», которое проходило в рамках единого дня открытых дверей в кластере «Железнодорожник Енисейской Сибири» в Красноярске и Боготоле.


Студентов и молодых ученых Алтайского ГАУ приглашают принять участие во Всероссийском проекте "Волонтеры науки", ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 19:30, 18.04.2025, Россия
45
Проект реализуется в течение года до 30 декабря 2025 г.


Разделы //


Новости по странам //
Сегодня у нас публикуются //
Разработано AVart.Стуdия © 2008-2025 atrex.ru
  Rambler's Top100