ATREX.RU
Пресс релизы коммерческих компаний и общественных организаций
ATREX.RU
» Пресс релизы сегодняшнего дня
» Архив пресс-релизов
» Авторам от редакции
» Добавить пресс-релиз

Самое-самое //
Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Не надо гнаться за количеством прочитанных за лето книг» интервью с автором пособий по литературному чтению

«Не надо гнаться за количеством прочитанных за лето книг» интервью с автором пособий по литературному чтению
Вместе с экспертом разобрались, как помочь ребенку освоить азы читательской грамотности.
Как сформировать интерес ребенка к книгам в дошкольном и младшем школьном возрасте — вопрос, который беспокоит родителей уже больше 20 лет.
Ответить на него, а также разобраться, от чего и от кого зависит формирование у ребенка способности к смысловому чтению, «Летидору» помогла Марина Бойкина — старший преподаватель Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, автор пособий по литературному чтению Группы компаний «Просвещение».
Марина Викторовна, в международном исследовании качества чтения PIRLS российские ученики начальной школы стабильно занимают первое место. Означает ли это, что с чтением у нас все в порядке?
На мировом уровне показатели действительно высокие, но я бы не стала утверждать, что у нас все в порядке. Согласно данным последнего исследования PIRLS, лишь 26% детей умеют находить в тексте информацию, перерабатывать ее и представлять на ее основе свои тексты, то есть обладают читательской грамотностью в полной мере.
Данные всероссийских проверочных работ это подтверждают — лишь 22% детей умеют определять в тексте главную мысль, а это ключевой результат обучения в начальной школе.
Все, что связано со смысловым чтением, с пониманием текста, у большинства учеников вызывает проблемы, и наши учителя пока не могут их решить.
Чем это обусловлено?
Анализируя уроки самых разных учителей-словесников на YouTube, нетрудно заметить, что в основе этих уроков лежит не процесс обучения, а процесс определения результатов.
Например, учитель просит ребенка найти, где в тексте поднимается та или иная тема, ребенок ищет, находит или не находит, а учитель оценивает результат. Но в начальной школе перед педагогом стоит другая задача — научить ребенка это делать, объяснить шаг за шагом, как должен строиться процесс поиска, дать ему в помощь алгоритмы. Тогда доля детей, обладающих читательской грамотностью, увеличится и не будет сокращаться к 8-9 классу.
Многие учителя в большей степени озабочены достижением планируемых результатов в соответствии с ФГОС, забывая о методике, которую никто не отменял. Проблемы детей чаще всего обусловлены ошибками учителей.
Если основное требование учителя — чтобы ребенок читал каждый день в течение часа, то результата не будет.
Почему? Неужели чтение рекомендованных книг в детском возрасте может оказаться бесполезным?
Если чтение представляет собой не «кропотливую работу над словами», как говорил Сухомлинский, а технический процесс, не подразумевающий получения удовольствия, то пользы не будет.
Чтение должно быть смысловым, школьник должен учиться понимать текст, глубоко погружаясь в его содержание.
Ребенок, не овладевший смысловым чтением, во взрослой жизни не сможет самостоятельно работать с текстами, а значит, не сможет успешно учиться и, став взрослым, решать самые разные проблемы.
То есть в советские годы и на рубеже веков в наших школах смысловому чтению не учили?
Конечно, учили. Еще в 1970-е годы о важности понимания текста говорила, например, Генриэтта Григорьевна Граник, позже ставшая академиком РАО и написавшая много работ на эту тему.
Уже тогда было ясно, что без решения этой проблемы качество образования улучшить не удастся. А термин «смысловое чтение» — просто емкое понятие.
В каком возрасте и каким образом нужно формировать у ребенка любовь к чтению?
Формирование интереса к чтению начинается с дошкольного возраста, когда родители читают вслух своим детям или читают книги вместе с детьми. Так что роль родителей здесь очень велика. Некоторые книги могут быть прочитаны несколько раз.
А в полной мере этот интерес формируется уже в начальной школе, когда у ребенка «начитано» порядка ста книг.
Интерес возможен лишь тогда, когда что-то получается. Поэтому в учебниках начальной школы системы «Школа России», особенно для первого класса, содержится много произведений для детей дошкольного возраста. Смысл в том, чтобы ребенок узнавал книги, содержание которых ему знакомо с дошкольного детства, и понимал их.
А если понимания нет, эффект будет такой же, как от чтения на незнакомом иностранном языке.
И в школьной, и в родительской среде есть устоявшийся термин «летнее чтение». Как организовать чтение на каникулах, чтобы заинтересовать ребенка?
Мне не очень нравится этот термин — он ассоциируется со списком книг на лето, которые дает учитель. Когда ребенок получает такой список и должен все указанные там книги прочитать, есть риск, что вместо смыслового чтения мы получим сугубо техническое. Обычная ситуация, когда мама говорит: «Учительница задала — читай! Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь».
Чтобы ребенок читал летом с интересом, нужна большая работа с родителями — они должны понимать, как вести себя с ребенком и чем они могут ему помочь.
Главный принцип — чтение не должно быть наказанием.
Нужно не заставлять ребенка читать, а открыть перед ним мир книги. Для этого взрослым нужно читать ему вслух — минут по тридцать перед сном, и читать самим, чтобы у школьника перед глазами был позитивный пример, и читать вместе с ребенком, и обсуждать прочитанное. Не спрашивать, что ты понял из прочитанного, а спросить, например, понравился литературный герой или нет.
В наших пособиях для начальной школы «Литературное чтение. Читательский дневник» есть даже специальный раздел «Семейное чтение», ориентированный на родителей.
Вы считаете, что списки книг на лето детям давать не нужно?

Если список предлагается, то он должен быть рекомендательным, рассчитанным на родителей, и произведения в нем должны быть подобраны так, чтобы у ребенка возник интерес.
В начальной школе не нужно включать туда книги, которые планируется изучать в следующем классе, — там же нет «Войны и мира», многие из них можно успеть прочитать в течение урока.
В своих пособиях я рекомендую первоклассникам книги с интересными названиями, о которых они раньше скорее всего не слышали, — например, «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли, «Знаменитый утенок Тим» Энида Блайтона. Видишь название — и сразу хочется прочитать.
А в третьем-четвертом классе добавляются книги о приключениях, о природе, тем более если ребенок на отдыхе и воспринимает природу как пространство для экспериментов.
Не нужно гнаться за количеством прочитанных произведений.
Если школьник хочет тридцатый раз подряд прочитать «Незнайку в Солнечном городе» или «Динку» Валентины Осеевой, не нужно его отговаривать. И если он хочет познакомиться с изданием, которое к школьному курсу не имеет отношения, — например, кулинарным, дайте ему добро!
Какими пособиями стоит воспользоваться летом, чтобы дети младшего школьного возраста читали с интересом и учились работать с текстами?
Я бы рекомендовала наши пособия с Инной Анатольевной Бубновой «Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи». Их можно использовать в течение учебного года для внеурочной деятельности, подготовки к конкурсам и олимпиадам, а можно дома. Пособие ориентировано на создание собственных текстов.
Например, ученику предлагается сочинять загадки на основе специального алгоритма, и к концу лета он может составить целую книжку загадок. Еще одна серия наших пособий — «Литературное чтение. Дневник читателя», с помощью которых формируется система работы с книгой.
Заставлять детей записывать в тетради свои впечатления о прочитанном — бесполезная трата времени. А вот если использовать специальные приемы, в том числе игровые, — например, предложить вести бортовой журнал и фиксировать там свои остановки в тех или иных частях текста, — то у ребенка возникнет интерес.
Главное — не бросать его, а предлагать увлекательные формы работы.

Контактное лицо: Елена (написать письмо автору)
Компания: ГК Просвещение (все новости этой организации)
Добавлен: 18:51, 11.08.2020
Количество просмотров: 297
Страна: Россия

В ТГУ открываются новые профили подготовки, Тольяттинский государственный университет, 23:05, 25.03.2024, Россия
256
В 2024 году в Тольяттинском госуниверситете появится 11 новых образовательных программ по инженерным и педагогическим направлениям подготовки.


В Саратове стартует вторая сессия региональных подготовительных курсов РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, ПАО НК «РуссНефть», 22:59, 25.03.2024, Россия
262
Саратов. Компания «РуссНефть» и Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина продолжают реализацию совместного образовательного проекта по организации региональных подготовительных курсов (РПК).


Школьники совершили экскурсию по «Маринс Парк Отель Ростов», «Маринс Парк Отель Ростов», 22:58, 25.03.2024, Россия
265
В начале марта состоялась познавательная экскурсия по «Маринс Парк Отель Ростов», который входит в сеть отелей Marins Hotel, для учеников частной школы «Кот в шляпе».


«Выбираю будущее России». СГУГиТ занял второе место в конкурсе, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 22:51, 25.03.2024, Россия
159
Сибирский государственный университет геосистем и технологий на протяжении двух месяцев принимал участие в проекте «Выбираю будущее России».


В СГУГиТ прошла встреча студентов с министром образования в рамках проекта «ГосСтарт.Диалог», sgugit.ru, 22:50, 25.03.2024, Россия
37
21 марта в Сибирском государственном университете геосистем и технологий в теплой атмосфере состоялась встреча студентов с министром образования НСО Марией Наильевной Жафяровой.


В СГУГиТ прошла национальная научно-методическая конференция, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 22:50, 25.03.2024, Россия
174
С 19 по 21 марта 2024 года в Сибирском государственном университете геосистем и технологий прошла Национальная научно-методическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы образования.


Церемония награждения конкурса «Страна Читалия 2024», АНО "Культурно-образовательный проект "Страна Читалия", 22:47, 25.03.2024, Россия
160
21 апреля 2024 года в здании Российской государственной детской библиотеке пройдёт церемония награждения призёров и победителей Международного конкурса медиапроектов-буктрейлеров «Страна Читалия 2024».


В «Школе молодого ученого» состоялся мастер-класс по ораторскому искусству, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:46, 25.03.2024, Россия
27
В рамках «Школы молодого ученого» директор Центра развития публикационной активности Алтайского государственного аграрного университета к.филос. н., Анастасия Бутина провела мастер-класс по ораторскому искусству


Ученый АГАУ поделился опытом реализации вузом научных и просветительских мероприятий в рамках деятельности школьных лесничеств, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:27, 25.03.2024, Россия
30
20 марта в преддверии Международного дня лесов Председатель Совета молодых ученых и специалистов Алтайского государственного аграрного университета, старший преподаватель кафедры лесного хозяйства Михаил Савин принял онлайн-участие в Межрегиональном семинаре для руководителей школьных лесничеств и ответственных за работу школьных лесничеств


Россияне рассказали, каких бонусов ждут от работодателей, Русская Школа Управления, 21:52, 21.03.2024, Россия
413
Результаты исследования Русской Школы Управления.


Разделы //


Новости по странам //
Сегодня у нас публикуются //
Разработано AVart.Стуdия © 2008-2024 atrex.ru
  Rambler's Top100