 |
Александра Коновалова: графика рубежа 1910-х годов на выставке в ЦДХ
На персональной выставке художницы начала XX в. в ЦДХ экспонируется более 40 работ, датируемых 1910-ми годами. Галерея «Веллум», частью специализации которой как раз является представление по ряду причин забытых или вовсе особо неизвестных имен русских художников, уже делала тематическую выставку Александры Коноваловой в рамках прошлогоднего осеннем Антикварного Салона. Настал черед более полно представить публике творчество замечательной русской художницы – ученицы Врубеля, Нивинского, Шехтеля. Нам отлично известны многие имена из эпохи декаданса, ознаменовавшейся в российском искусстве расцветом символизма. Михаил Врубель, Александр Бенуа, Виктор Борисов-Мусатов, Наталия Гончарова – в живописи; Вячеслав Иванов, Сергей Надсон, Анна Ахматова, Осип Мандельштам – в поэзии; Александр Скрябин и Сергей Рахманинов – в музыке; Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн – в балете. В это же самое время существовали удивительные художники, не участвовавшие в бурной выставочной деятельности, не входившие в объединения и группы, но не менее интересные, создававшие произведения не меньшей художественной силы, чем именитые мастера. Одним из таких творцов является Александра Сергеевна Коновалова. Она родилась в Москве в 1883 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности, шестнадцатилетней барышней Коновалова поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс стилизации цветов. В МУЖВЗ Коновалова учится одновременно с П.Уткиным, Н.Милиоти, Н.Сапуновым, П.Кузнецовым, поступившими туда на два года раньше и создавшими знаменитую «Голубую розу». Коновалова в это объединение не вошла, но, безусловно, среда была общей. Любовь Агафонова (искусствовед, директор галереи «Веллум») так написала об истоках творчества художницы: «В первую очередь огромное влияние на творчество Коноваловой, конечно, оказал Михаил Врубель…Мифотворчество, культ удивительного, балансировавшего на грани яви и сна, то, что отличается от религиозной и бытовой нормы, аффективность ужаса или уныния, характерные для Врубеля, породили символистские образы у художников «Голубой розы», которые считали его своим учителем. Принципы искусства складываются при обращении к нематериальным средствам, а именно к музыке, к эпосу. Живопись становится не отображением истории или бытовой культуры, а чем-то надмирным. Вымысел и сон рождают хрупкие, эфемерные картины и чувства – от сакрального экстаза до эротического переживания. Для передачи этого ненужными становятся перспектива и глубина, четкое исполнение живописных канонов, плотность мазка. Напротив, главенствуют размытость, придающая легкий флер фигурам, прозрачность рисунка, плавность нечетких линий, подобно музыкальным фразам, – все, что может соотнести человеческая фантазия с предложенными художником эмоциями». Естественным является соблюдение этих принципов и у Коноваловой. Она не только учится у Врубеля, она участвует как подмастерье в осуществлении его декоративных панно, исполняя черновую часть заказов. И после ухода великого художника из жизни Александра Коновалова продолжает писать, используя посыл учителя. В ее акварелях присутствует гармоничный синтез сказочного чувствования и прикладного исполнения, присущие Врубелю. Особенно это видно в сохранившихся эскизах Коноваловой к декоративным росписям. Ее глубокие знания русской и европейской мифологии, увлечение поэзией символистов породили интригующе загадочные образы, будто приоткрытое окно в иной мир с присущими той эпохе аффективными, мифологическими изысками. Акварели Коноваловой рубежа 1900–1910-х годов – отражение художественной жизни, тонкие цитаты эпохи русского модерна. Длинные, словно дождевые нити, акварельные мазки («После объяснения», «Руслан и Людмила») сменяются их жемчужной прозрачностью («Золото Рейна», «Пленница Змея»). К концу десятых годов приверженность Коноваловой к новизне приводит к плакатной откровенности красочных композиций, к обобщению фигур («Беление холста»). Позднее, уже в тридцатые, подвергнувшись «антиформалистической атаке» официоза, художница становится твердым реалистом («Семья», «Обработка трески»), но тяга к мифотворчеству, любовь к сказочному и загадочному и тогда не покидает ее. Коновалова, живя на Чукотке, куда ее выбросила страшная реальность сталинской эпохи, обращается к мистической традиции аборигенов. Уже не мистифицируя образы, всего лишь изображая шаманов («Обрядовый танец»), она иллюстрирует сакральную жизнь Севера. К сожалению, те крупицы информации, которые удалось собрать, не могут обстоятельно рассказать об Александре Коноваловой – удивительной художнице первой трети ХХ века, обстоятельствах ее жизни и смерти. Нам остались только ее акварели – замечательные произведения искусства, достойные занять место в истории культуры.
Галерея «ВЕЛЛУМ» Тел.: +7 (495) 776-33-31; 695-13-53 (доб.147) http://www.vellum.ru/
Контактное лицо: Валерия Юрьева (написать письмо автору)
Компания: Галерея "Веллум" (все новости этой организации)
Добавлен: 23:41, 19.04.2009
Количество просмотров: 987
| Концерт «Музыка при свечах» в ТРЦ «Нора», ТРЦ Нора, 13:04, 04.12.2025, Россия |
141 |
| 5 декабря в 18:00 на малой сцене фуд-корта ТРЦ «Нора» состоится уникальное событие – первая атмосферная инструментальная программа при свечах, созданная специально для того, чтобы погрузить гостей в мир живой музыки и особого настроения. |
|
| Музыкальный концерт оркестра BB BAND в ТРЦ «Нора», ТРЦ Нора, 21:37, 03.12.2025, Россия |
185 |
| 22 ноября в ТРЦ «Нора» состоялось музыкальное событие, которое подарило всем присутствующим заряд позитива и наслаждение от живого исполнения! Главная сцена торгового центра превратилась в эпицентр музыкального праздника благодаря яркому выступлению духового оркестра BB BAND. |
|
| Творческая мастерская ко Дню матери в ТРЦ «Нора», ТРЦ Нора, 12:27, 01.12.2025, Россия |
54 |
| В преддверии одного из самых тёплых и нежных праздников – Дня матери –торгово-развлекательный центр «Нора» с радостью объявляет о проведении увлекательного творческого мастер-класса для своих маленьких посетителей. Мероприятие, посвящённое созданию подарков для самых любимых, состоится 30 ноября в 14:00 на 2-ом этаже ТРЦ «Нора». |
|
| Программа SAYMYNAME FASHION SHOW в ТРЦ «Нора», ТРЦ Нора, 18:08, 27.11.2025, Россия |
334 |
| 29 ноября в 16:00 в ТРЦ «Нора» состоится SAYMYNAME FASHION SHOW – мероприятие, объединяющее моду, искусство и вдохновение. Гостей ждут эффектные показы роскошных вечерних платьев и стильных прет-а-порте образов, созданных специально для тех, кто ценит красоту, эстетику и современные тенденции. |
|
| Премьера спектакля "Отелло", Московский областной театр драмы и комедии, 17:47, 27.11.2025, |
137 |
| Москва, 24 ноября 2025 – Московский областной театр драмы и комедии
(МосОблДрама), флагманский театр Московской области, готовится представить
грандиозную премьеру – «Отелло» Уильяма Шекспира. 29 ноября 2025 года зрителей
ждет постановка, способная взорвать представления о классике, благодаря новаторской
режиссуре Тамерлана Дзудцова, заслуженного деятеля искусств Южной Осетии. |
|
|
 |