ATREX.RU
Пресс релизы коммерческих компаний и общественных организаций
ATREX.RU
» Пресс релизы сегодняшнего дня
» Архив пресс-релизов
» Авторам от редакции
» Добавить пресс-релиз

Самое-самое //
Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Разработка ученых ПНИПУ позволит строить рентабельные всесезонные дороги вместо ненадежных «зимников»

Ученые ПНИПУ обучили нейросеть, которая способна с точностью до 92% прогнозировать поведение дорожных конструкций, усиленных геосинтетическими материалами, на слабых грунтах. Эта разработка является уникальной — подобных систем для расчета конструкций дорожного полотна такого типа в мировой практике пока не существует.
Статья опубликована в сборнике материалов Международного лесного форума «Лесное хозяйство в условиях глобальных вызовов: новые парадигмы устойчивого развития».

Российский лесопромышленный комплекс, которому принадлежит пятая часть мировых запасов древесины (при общей площади 894,4 млн гектаров), столкнулся с серьёзным кризисом. Доходы отрасли растут (54,2 млрд рублей в 2024 году), однако за десять месяцев 2025 года объем лесозаготовки сократился на 9%. Основной причиной спада стали логистические проблемы, которые особенно остро проявляются в удаленных регионах, где транспортная инфраструктура исторически развита слабо, а сложные природные условия — от заболоченных территорий до вечной мерзлоты — создают серьезные препятствия для строительства современных дорог.

При этом самые ценные леса с наибольшими запасами древесины находятся как раз в труднодоступных регионах. Это создает порочный круг: богатейшие ресурсы остаются недоступными из-за отсутствия дорог, а их проектирование и возведение в таких условиях требует колоссальных затрат, не окупаемых при традиционных методах.

На протяжении десятилетий лесозаготовки целиком зависели от «зимников» — временных дорог, которые можно использовать только в морозы. Промерзший грунт становился прочным основанием, а реки и болота, скованные льдом, превращались в надежные переправы. Такой подход позволял достигать самых удаленных участков леса, сводя к минимуму затраты на транспортировку.

Однако климатические изменения сделали этот подход ненадежным. Наблюдается сокращение зимнего сезона на 15-20% по сравнению с показателями 30-летней давности. Учащающиеся оттепели и тающая вечная мерзлота в северных регионах делают эксплуатацию «зимников» не только непредсказуемой, но и опасной.

В результате возникла необходимость массово переходить с сезонных «зимников» на всесезонные дороги. Однако слабые заболоченные грунты, характерные для лесных регионов, не выдерживают тяжести лесовозов, быстро образуя глубокие колеи. Это не только ухудшает состояние дорог, но и катастрофически увеличивает стоимость перевозки.

Сегодня для укрепления грунта используют геосинтетику — это прочные материалы из синтетических полимеров, которые не гниют в земле и служат десятилетиями. Чаще всего это сетки или полотна, которые укладывают между слоями дороги. Когда по дороге проезжает тяжелая машина, эта прослойка работает как арматура — они распределяют давление колес на большую площадь, не давая щебню утонуть в мягком грунте и предотвращая образование колеи. Такое решение позволяет создавать устойчивые дорожные конструкции даже на сложных грунтах, что особенно важно в труднодоступных регионах с заболоченными землями или вечной мерзлотой.

Существующие методы расчета прочности и долговечности дорог с геосинтетикой устарели. Они используют формулы и прошлый опыт, но не могут точно предсказать, как будут взаимодействовать современные материалы со сложными грунтами. В результате инженер сталкивается с риском: либо заложить в проект избыточное количество материалов, сделав его неоправданно дорогим, либо, пытаясь сэкономить, спроектировать дорогу, которая не выдержит интенсивных нагрузок и быстро разрушится.

Решение предложили ученые ПНИПУ: они обучили нейронную сеть, которая способна с высокой точностью прогнозировать поведение дорожных конструкций, усиленных геосинтетическими материалами, на слабых грунтах. Эта разработка является уникальной — подобных систем для расчета конструкций дорожного полотна такого типа в мировой практике пока не существует.

На первом этапе исследователи создали подробную базу данных, проведя сотни виртуальных экспериментов с дорожными конструкциями. Для этого использовался метод компьютерного моделирования, который позволяет мысленно разделить дорожную конструкцию на множество мелких частей и точно просчитать ее поведение под колесами тяжелой техники.

Было протестировано множество различных комбинаций параметров — менялись свойства грунта, характеристики дорожных слоев, тип синтетического укрепляющего материала и величина транспортной нагрузки. После каждого виртуального испытания программа фиксировала два ключевых показателя: величину просадки дорожного покрытия и уровень напряжения в укрепляющем материале.

На втором этапе ученые обучили нейронную сеть, используя накопленные данные виртуальных экспериментов. Она принимает на вход 13 параметров дорожной конструкции и выдает два ключевых показателя: величину просадки полотна и напряжение в геосинтетическом материале.

— Результаты испытаний подтвердили высокую эффективность разработанной нейронной сети. Модель продемонстрировала стабильную точность прогнозирования на уровне 90,76% при погрешности менее 10%, что полностью соответствует требованиям для практического применения в дорожном строительстве. Проведенные тесты показали надежность работы системы - в ходе независимых запусков точность прогнозов сохранялась в диапазоне от 88,27% до 92,06%, — комментирует Владимир Клевеко, доцент кафедры автомобильных дорог и мостов ПНИПУ, кандидат технических наук.

Кроме того, нейросеть показывает, какие именно параметры больше всего влияют на прочность дороги. Оказалось, что ключевым фактором является прочность грунта — именно от него в первую очередь зависит, насколько быстро образуется колея и какая нагрузка ляжет на геосинтетическую сетку. Чтобы предотвратить эту проблему, наиболее важна толщина асфальтового покрытия, а для долговечности самой сетки — ее жесткость.

В будущем ученые планируют запатентовать программное обеспечение, что станет важным шагом для его внедрения в практику проектирования. Разработанная методика позволит значительно ускорить этот процесс — время расчета сокращается, при этом пропадет необходимость в дорогостоящем специализированном программном обеспечении. Это дает проектировщикам и лесопромышленным компаниям доступный инструмент для создания надежных всесезонных дорог на слабых грунтах. В результате значительно снижается стоимость строительства и повышается рентабельность освоения удаленных лесных массивов. В конечном счете, снижение логистических издержек положительно скажется на себестоимости всей лесной продукции — от строительных материалов до бумаги и мебели.

Контактное лицо: Фазлетдинова Эллина Руслановна (написать письмо автору)
Компания: ПНИПУ (все новости этой организации)
Добавлен: 21:25, 03.12.2025
Количество просмотров: 25
Страна: Россия

От горсти черного пороха к красочным фигурам в небе: ученые Пермского Политеха рассказали, как устроен новогодний салют, ПНИПУ, 21:36, 03.12.2025, Россия
58
Наступила пора подготовки к Новому году, в честь которого город превращается в настоящую сказку, благодаря ярким фейерверкам. Ученые ПНИПУ рассказали, из чего состоит салют, зачем в нем два заряда, что происходит на каждом этапе полета, как искры складываются в красивые фигуры в небе и какие из них самые сложные.


Ученые ПНИПУ и АО «ВНИИ Галургии» предложили решение, которое сделает ликвидацию аварий в рудниках эффективнее, ПНИПУ, 21:30, 03.12.2025, Россия
55
Чтобы не допускать затопления соляных рудников, шахтёры вручную создают защитные перемычки под напором воды, рискуя жизнью. Учёные ПНИПУ и «ВНИИ Галургии» разработали первый в России мобильный агрегат, который механизирует этот процесс, почти исключая ручной труд и ускоряя работу в несколько раз.


Российские ученые создали ремонтный материал для дорог, который можно использовать даже зимой и хранить до 40 лет, ПНИПУ, 20:44, 02.12.2025, Россия
126
Российская дорожная отрасль сильно зависит от сезонности из-за сурового климата: традиционный асфальт требует разогрева до 150–180°C, что невозможно зимой. Ученые Пермского Политеха, МАДИ, РОСДОРНИИ и РАТ разработали битумную суспензию для круглогодичного ремонта, которая может храниться до 40 лет.


Из отходов – в доходы: в ТГУ нашли применение шелухе гороха, ТГУ, 20:42, 02.12.2025, Россия
128
Профессор ТГУ Наталья Шелепина представила комплексную модель переработки гороховых отходов в рамках концепции «экономики замкнутого цикла».


В Алтайском ГАУ состоялся университетский финал проектно-образовательного интенсива Университета 20.35, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 20:40, 02.12.2025, Россия
129
1 декабря в Алтайском государственном аграрном университете прошел финал проектно-образовательного интенсива Университета 20.35, на котором студенческие команды представили свои проекты экспертному жюри и зрителям


Пермские ученые создали робота-пациента для борьбы с гипертонией, ПНИПУ, 20:39, 02.12.2025, Россия
128
Ученые ПНИПУ совместно с коллегами из ФЦССХ им. С.Г. Суханова и ПГМУ им. Е.А. Вагнера разработали многоуровневый обучающий комплекс на основе антропоморфного робота-симулятора. Данный метод демонстрирует 11% превосходство в освоении практических умений по сравнению с традиционными подходами.


Эксперт ПНИПУ рассказала, как выбрать обувь, которая не подведет на скользкой дороге, ПНИПУ, 20:30, 02.12.2025, Россия
28
По статистике, каждый третий случай зимнего травматизма связан с неподходящей обувью. Но как отличить действительно надежную пару от просто «нескользящей» по этикетке? Вместе с экспертом ПНИПУ разбираемся, на что смотреть при выборе, чтобы не скользить даже на обледеневшем асфальте.


Ученые Пермского Политеха разработали биосорбент для очистки воды от радиации на основе морских водорослей, ПНИПУ, 17:23, 01.12.2025, Россия
137
Ученые ПНИПУ разработали новый биосорбент для очистки воды на основе водорослей и ферроцианида железа, способный поглощать до 113,64 мг цезия на грамм, превосходя природные аналоги в 11 раз.


Ученые Пермского Политеха создали новую конструкцию устройства, повышающего эффективность наплавки деталей, ПНИПУ, 13:10, 01.12.2025, Россия
145
В современных экономических условиях, когда стоимость нового оборудования растет, особую ценность приобретают технологии его восстановления и упрочнения. Ученые Пермского Политеха разработали новую конструкцию плазмотрона, которая создает высококачественное покрытие и сокращает затраты на электроэнергию в 2.5 раза.


В ПИШ ТГУ усовершенствовали процесс сварки алюминия, ТГУ, 13:04, 01.12.2025, Россия
157
Технология открывает путь к значительной экономии без потери качества.


Разделы //


Новости по странам //
Сегодня у нас публикуются //
Разработано AVart.Стуdия © 2008-2025 atrex.ru
  Rambler's Top100