ATREX.RU
Пресс релизы коммерческих компаний и общественных организаций
ATREX.RU
» Пресс релизы сегодняшнего дня
» Архив пресс-релизов
» Авторам от редакции
» Добавить пресс-релиз

Самое-самое //
Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Разработка ученых ПНИПУ позволит строить рентабельные всесезонные дороги вместо ненадежных «зимников»

Ученые ПНИПУ обучили нейросеть, которая способна с точностью до 92% прогнозировать поведение дорожных конструкций, усиленных геосинтетическими материалами, на слабых грунтах. Эта разработка является уникальной — подобных систем для расчета конструкций дорожного полотна такого типа в мировой практике пока не существует.
Статья опубликована в сборнике материалов Международного лесного форума «Лесное хозяйство в условиях глобальных вызовов: новые парадигмы устойчивого развития».

Российский лесопромышленный комплекс, которому принадлежит пятая часть мировых запасов древесины (при общей площади 894,4 млн гектаров), столкнулся с серьёзным кризисом. Доходы отрасли растут (54,2 млрд рублей в 2024 году), однако за десять месяцев 2025 года объем лесозаготовки сократился на 9%. Основной причиной спада стали логистические проблемы, которые особенно остро проявляются в удаленных регионах, где транспортная инфраструктура исторически развита слабо, а сложные природные условия — от заболоченных территорий до вечной мерзлоты — создают серьезные препятствия для строительства современных дорог.

При этом самые ценные леса с наибольшими запасами древесины находятся как раз в труднодоступных регионах. Это создает порочный круг: богатейшие ресурсы остаются недоступными из-за отсутствия дорог, а их проектирование и возведение в таких условиях требует колоссальных затрат, не окупаемых при традиционных методах.

На протяжении десятилетий лесозаготовки целиком зависели от «зимников» — временных дорог, которые можно использовать только в морозы. Промерзший грунт становился прочным основанием, а реки и болота, скованные льдом, превращались в надежные переправы. Такой подход позволял достигать самых удаленных участков леса, сводя к минимуму затраты на транспортировку.

Однако климатические изменения сделали этот подход ненадежным. Наблюдается сокращение зимнего сезона на 15-20% по сравнению с показателями 30-летней давности. Учащающиеся оттепели и тающая вечная мерзлота в северных регионах делают эксплуатацию «зимников» не только непредсказуемой, но и опасной.

В результате возникла необходимость массово переходить с сезонных «зимников» на всесезонные дороги. Однако слабые заболоченные грунты, характерные для лесных регионов, не выдерживают тяжести лесовозов, быстро образуя глубокие колеи. Это не только ухудшает состояние дорог, но и катастрофически увеличивает стоимость перевозки.

Сегодня для укрепления грунта используют геосинтетику — это прочные материалы из синтетических полимеров, которые не гниют в земле и служат десятилетиями. Чаще всего это сетки или полотна, которые укладывают между слоями дороги. Когда по дороге проезжает тяжелая машина, эта прослойка работает как арматура — они распределяют давление колес на большую площадь, не давая щебню утонуть в мягком грунте и предотвращая образование колеи. Такое решение позволяет создавать устойчивые дорожные конструкции даже на сложных грунтах, что особенно важно в труднодоступных регионах с заболоченными землями или вечной мерзлотой.

Существующие методы расчета прочности и долговечности дорог с геосинтетикой устарели. Они используют формулы и прошлый опыт, но не могут точно предсказать, как будут взаимодействовать современные материалы со сложными грунтами. В результате инженер сталкивается с риском: либо заложить в проект избыточное количество материалов, сделав его неоправданно дорогим, либо, пытаясь сэкономить, спроектировать дорогу, которая не выдержит интенсивных нагрузок и быстро разрушится.

Решение предложили ученые ПНИПУ: они обучили нейронную сеть, которая способна с высокой точностью прогнозировать поведение дорожных конструкций, усиленных геосинтетическими материалами, на слабых грунтах. Эта разработка является уникальной — подобных систем для расчета конструкций дорожного полотна такого типа в мировой практике пока не существует.

На первом этапе исследователи создали подробную базу данных, проведя сотни виртуальных экспериментов с дорожными конструкциями. Для этого использовался метод компьютерного моделирования, который позволяет мысленно разделить дорожную конструкцию на множество мелких частей и точно просчитать ее поведение под колесами тяжелой техники.

Было протестировано множество различных комбинаций параметров — менялись свойства грунта, характеристики дорожных слоев, тип синтетического укрепляющего материала и величина транспортной нагрузки. После каждого виртуального испытания программа фиксировала два ключевых показателя: величину просадки дорожного покрытия и уровень напряжения в укрепляющем материале.

На втором этапе ученые обучили нейронную сеть, используя накопленные данные виртуальных экспериментов. Она принимает на вход 13 параметров дорожной конструкции и выдает два ключевых показателя: величину просадки полотна и напряжение в геосинтетическом материале.

— Результаты испытаний подтвердили высокую эффективность разработанной нейронной сети. Модель продемонстрировала стабильную точность прогнозирования на уровне 90,76% при погрешности менее 10%, что полностью соответствует требованиям для практического применения в дорожном строительстве. Проведенные тесты показали надежность работы системы - в ходе независимых запусков точность прогнозов сохранялась в диапазоне от 88,27% до 92,06%, — комментирует Владимир Клевеко, доцент кафедры автомобильных дорог и мостов ПНИПУ, кандидат технических наук.

Кроме того, нейросеть показывает, какие именно параметры больше всего влияют на прочность дороги. Оказалось, что ключевым фактором является прочность грунта — именно от него в первую очередь зависит, насколько быстро образуется колея и какая нагрузка ляжет на геосинтетическую сетку. Чтобы предотвратить эту проблему, наиболее важна толщина асфальтового покрытия, а для долговечности самой сетки — ее жесткость.

В будущем ученые планируют запатентовать программное обеспечение, что станет важным шагом для его внедрения в практику проектирования. Разработанная методика позволит значительно ускорить этот процесс — время расчета сокращается, при этом пропадет необходимость в дорогостоящем специализированном программном обеспечении. Это дает проектировщикам и лесопромышленным компаниям доступный инструмент для создания надежных всесезонных дорог на слабых грунтах. В результате значительно снижается стоимость строительства и повышается рентабельность освоения удаленных лесных массивов. В конечном счете, снижение логистических издержек положительно скажется на себестоимости всей лесной продукции — от строительных материалов до бумаги и мебели.

Контактное лицо: Фазлетдинова Эллина Руслановна (написать письмо автору)
Компания: ПНИПУ (все новости этой организации)
Добавлен: 21:25, 03.12.2025
Количество просмотров: 51
Страна: Россия

Ученые Пермского Политеха рассказали, как поддержать здоровье организма до, во время и после новогоднего застолья, ПНИПУ, 21:29, 24.12.2025, Россия
43
Ученые ПНИПУ рассказали, как правильно подготовить к Новому году не только свой стол, но и организм, стоит ли отказываться от завтрака 31 декабря, зачем есть горсть орехов перед приемом пищи, какие традиционные салаты, закуски, горячее и напитки полезнее остальных и сколько хранить оставшиеся праздничные блюда.


Российские ученые разработали программу для оценки индивидуальных профессиональных рисков здоровью на производствах, ПНИПУ, 21:25, 24.12.2025, Россия
18
В России существуют тысячи рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Ученые Пермского Политеха, управления Роспотребнадзора и отделения медицинских наук РАН разработали программу, которая прогнозирует индивидуальные профессиональные риски здоровью для каждого конкретного работника с точностью 89%.


В ТГУ нашли «эликсир долголетия» для сплавов магния, NUE, 21:25, 24.12.2025, Россия
41
Специалисты ТГУ разработали инновационный метод защиты магниевых сплавов с редкоземельными элементами, широко используемых в авиации, автомобилестроении и других отраслях.


Ученые Пермского Политеха разработали «зеленые» реагенты для добычи нефти из отходов растений, ПНИПУ, 21:23, 24.12.2025, Россия
18
Ученые Пермского Политеха совместно с международными исследователями разработали реагенты для нефтедобычи, сочетающие биоразлагаемые основы и наночастицы, которые сокращают вредные утечки более чем на 31%, полностью разлагаясь без вреда для природы.


Ученые Пермского Политеха рассказали, какую икру есть полезнее всего и почему, ПНИПУ, 21:01, 23.12.2025, Россия
98
Спрос на красную икру в России за последнее время вырос на 18%, на черную – на 10%, а на щучью – в семь раз. Ученые ПНИПУ рассказали, кому рекомендовано употреблять разные виды: икру кеты, осетра, минтая, сельди, летучей рыбы, трески, щуки, а кому лучше от них отказаться.


Ученые Пермского Политеха создали систему распознавания болезней собак для помощи ветеринарам, ПНИПУ, 20:59, 23.12.2025, Россия
99
Ученые Пермского Политеха создали первую в России автоматическую систему диагностики, которая поможет ветеринару быстро и безошибочно прийти к точному диагнозу.


Ученые Пермского Политеха совместно со специалистами АО «ОДК-Авиадвигатель» разработали программу диагностики датчиков авиационного двигателя и впервые провели ее натурные испытания, ПНИПУ, 20:58, 23.12.2025, Россия
105
Надёжность авиадвигателя критически зависит от точности датчиков системы управления, отказ которых опасен. Учёные Пермского Политеха и «ОДК-Авиадвигатель» создали адаптивный наблюдатель для управления авиадвигателем. Впервые программа прошла испытания в реальном времени на стенде с двигателем 5-го поколения.


Ученые Пермского Политеха поделились десятью необычными фактами о лошади – символе 2026 года, ПНИПУ, 20:48, 23.12.2025, Россия
25
Скоро наступит Новый 2026 год, символом которого станет Красная Огненная Лошадь. Ученые ПНИПУ рассказали, чем кумыс полезнее коровьего молока, как верховая езда помогает при неврологических нарушениях, с чем психоаналитики связывают появление лошади во сне и как конский волос и сыворотки применяют в медицине.


Ученый Пермского Политеха объяснил, чем опасен сухой воздух в квартире, ПНИПУ, 20:46, 23.12.2025, Россия
28
С началом отопительного сезона воздух в помещениях становится критически сухим, что незаметно, но постоянно ослабляет наши защитные силы. Вместе с экспертом ПНИПУ разбираемся, как сухой воздух влияет на наш организм и стоит ли с ним бороться.


Пермские ученые определили состав импортного связующего («клея») для технологии 3D-печати металлом и разработали отечественный аналог, ПНИПУ, 20:43, 23.12.2025, Россия
28
Ученые Пермского Политеха и ООО «НПО «Керамет» провели детальный анализ импортного состава «клея» для 3D-печати и расшифровали его рецептуру. Это открывает путь к созданию российского аналога, снижению затрат и внедрению MBJ в нефтегазовой отрасли и авиации.


Разделы //


Новости по странам //
Сегодня у нас публикуются //
Разработано AVart.Стуdия © 2008-2025 atrex.ru
  Rambler's Top100