|
О гениальной политической прозорливости Ф.М. Достоевского. К 200-летию Ф.М. Достоевского.
Патриот России, Ф.М. Достоевский предвидел многое, что теперь стало настоящей проблемой не только для России Михайловича Достоевского. Ф.М. Достоевский был не только писателем, философом, тонким психологом, но и государственным деятелем. Известно много работ, где он рассуждает о месте России в мире, о необходимости занять более высокое и прочное положение, о необходимости образования и обустройства российских территорий, и многие слова Ф.М. Достоевского удивляют точностью предвидения и обозначения широкого круга задач, стоящих перед его родиной. Любое государство движется к прогрессу силами и чаяниями, мыслями и трудами лучших сынов, направляющих страну, определяющих ее путь. Федор Михайлович был великим сыном России, - его творчество изучается во многих учебных заведениях мира, а в Италии, где он провел много времени (в частности, в Италии был написан роман «Идиот»), уделяется огромное внимание личности и идеям писателя. Ф.М. Достоевский оставил после себя огромное творческое наследие, среди которых его Дневники и Письма. В дневниках писатель, на наш взгляд, наиболее откровенен, - здесь он излагает свои взгляды на будущее России, ее роль, собственную точку зрения на миссию русского народа, как видит ее мыслитель. «Только в России…!» - пишет Федор Михайлович, выделяя особое место России в мире, подчеркивая, что Россия – другая, отличная от других стран, идущая своим собственным, ни на что другое не похожим путем. Он пытается понять, определить и объяснить спектр развития России, еще только находящейся на пути самоопределения. Это потом будут и революции и новый для всего мира политический строй, впервые разработанный и испробованный Россией. «Я на днях мечтал, например, о положении России как великой европейской державы, и уж чего-чего не пришло мне в голову на эту грустную тему! Взять уже то, что нам во что бы то ни стало и как можно скорее надо стать великой европейской державой. Положим, мы и есть великая держава; но я только хочу сказать, что это нам слишком дорого стоит – гораздо дороже, чем другим великим державам, а это предурной признак.» (Дневники писателя за 1873 год. XI. Мечты и грезы). Эти строки в современной России читаются как нечто само собой разумеющееся, а время, когда Ф.М. Достоевский пишет их - еще XIX век, - Россия только-только избавилась от крепостного ига, еще большая часть народа неграмотна, забита и неустроена, все окраины еще удивляют безысходностью и нищетой. Патриот России, Ф.М. Достоевский предвидит многое, что теперь стало настоящей проблемой не только для России: «Теперь в каждые десять лет изменяется оружие, даже чаще. Лет через пятнадцать, возможно, будут стрелять уже не ружьями, а какой-нибудь молнией, какою-нибудь всесожигающею электрическою струёю из машины. Скажите, что можем мы изобрести в этом роде, с тем чтобы приберечь в виде сюрприза для наших соседей?», - понимает Федор Михайлович опасность, которая до сих пор еще является актуальной проблемой для страны. Проблемы образования также получают освещение - «На просвещение мы должны ежегодно затрачивать по крайней мере столько же, как и на войско… . Только узкая часть населения России тогда была образованна (правда, высокообразованна!), основная масса не имела даже начального образования. И перед страной, претендующей на статус великой державы, собирающейся сделать громадный шаг в собственном развитии, чтобы догнать остальные страны, задача всеобщего просвещения вставала остро, как одно из главных условий в достижении цели. Ф.М. Достоевский предвидит и проблемы, с необходимостью входящие в задачу образования россиян, - например, проблема кадров, которых в огромной по размерам и населению России не хватит для покрытия потребностей в них: Деньгами ни за что не купишь всего… . Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете. Учитель – это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Но, наделаете деньгами не только учителей, но даже, наконец, и ученых; и что же? – все-таки людей не наделаете. Что в том, что он ученый, коли он дела не смыслит? педагогиии он, например, выучится и будет с кафедры отлично преподавать педагогию, а сам все-таки педагогом не сделается. Люди, люди – это самое главное». И вот эта мысль автора (Люди, люди – это самое главное!) становится еще более актуальной особенно сегодня, в век цифровизации образования, когда искусственный разум может заменить все, включая учителя. То есть роль учителя в образовании молодого поколения Ф.М. Достоевскому видится несомненной, автор с прозорливостью гения предвидит проблему образования не только XIX века. Предсказал Ф.М. Достоевский и некоторую сегодняшнюю политическую прослойку: «Наши западники – это такой народ, что сегодня трубят во все трубы с чрезвычайным злорадством и торжеством о том, что у нас нет ни науки, ни здравого смысла, ни терпения, ни уменья; что нам дано лишь ползти за Европой, ей подражать во всем рабски и ,в видах европейской опеки, преступно даже думать о собственной нашей самостоятельности… .». Как показывает приведенная цитата, Федор Михайлович уже предвидел особенность нашей современной российской действительности, когда люди, политические деятели, живущие в России, воспитанные и вскормленные Россией, преклоняются перед другой страной, видят будущее своих детей на Западе, тогда когда могли бы принести пользу своей стране, сделать ее лучше, приложить силы и капиталы здесь, на Родине. «Европейцу, какой бы он ни был национальности, всегда легче выучиться другому европейскому языку и вникнуть в душу всякой другой европейской национальности, чем научиться русскому языку и понять нашу русскую суть. Даже нарочно изучавшие нас европейцы, для каких-нибудь целей (а таковые были), и положившие на это большой труд, несомненно уезжали от нас, хотя и много изучив, но все-таки до конца не понимая иных фактов и даже, можно сказать, долго еще не будут понимать, в современных и ближайших поколениях по крайней мере. Все это намекает на долгую еще, может быть, и печальную нашу уединенность в европейской семье народов; на долгие еще в будущем ошибки европейцев в суждениях о России». Европа и по сей день так же не понимает Россию, русская и европейская картины мира, ментальность, видение роли Европы в мире и политической роли России в мире не совпадают до сих пор. В Дневниках за январь 1881 г. Ф.М. Достоевский пишет: «Какая необходимость …в Азии? Потому необходимость, что Россия не только в Европе, но и в Азии, потому что русский не только европеец, но и азиат. Мало того: в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход!.. Да, если есть один из важнейших корней, который надо бы у нас оздоровить, так это именно взгляд наш на Азию». Эти прозорливые слова мыслителя приобретают особую актуальность, когда Россия на современной политической арене лишается связей с Европой, которой не хочет дать командовать собой, но укрепляет связи с Азией, с Китаем, Казахстаном, Индией и др., - крупнейшими государствами, нашими традиционными верными союзниками. «Все эти освобожденные нами (европейские – С,М.) народы тотчас же, еще не и не добив Наполеона, стали смотреть на нас с самым ярким недоброжелательством и с злейшими подозрениями. На конгрессах они тотчас против нас соединились вместе сплошной стеной… Теперь всякий-то в Европе, всякий там образ и язык держит у себя за пазухой давно уже припасенный на нас камень и ждет только первого столкновения. Вот что мы выиграли в Европе, столь ей служа? Одну ее ненависть!», - пишет Ф.М. Достоевский, будто из сегодняшнего дня, напоминая европейцам о заслуге России в освобождении всей Европы от наполеоновской армии и захвата. Правда, Ф.М. Достоевский еще не мог знать, что позже, в 1945 году, Советский Союз освободит мир еще и от гитлеровской чумы фашизма. То есть Россия дважды спасала не только себя, но и всю Европу от захвата, от смертей миллионов людей, от рабства. Однако, «Все эти освобожденные нами (европейские –С.М.)народы тотчас же, еще и не добив Наполеона, стали смотреть на нас с самым ярким недоброжелательством и с злейшими подозрениями. На Конгрессах они тотчас против нас соединились вместе сплошной стеной… Теперь всякий-то в Европе, всякий там образ и язык держит у себя за пазухой давно уже припасенный на нас камень и ждет только первого столкновения. Вот что мы выиграли в Европе, столь ей служа? Одну ее ненависть!» - пишет мыслитель будто из сегодняшнего дня. Может показаться, что Ф.М. Достоевский противопоставил Россию Европе. Нет! Человек, который жил в Италии, творил во Флоренции, восхищался великой культурой Италии, не мог это сделать. Это была боль патриота России, русского до последнего дыхания человека за пренебрежение Европы еще только встающей на ноги Россией; это была боль за неустроенность России, когда другие страны, где он бывал, уже продвинулись в своем историческом развитии; боль за присущую русскому народу доброту и открытость души, составляющих самую суть русского народного духа, не понятые европейцами, не оцененные ими и принятые за слабость. Это была боль человека-патриота, желающего поставить свою страну на заслуженную высоту рядом с другими европейскими странами и выше их и на себе испытывающего муки, в которых рождалась Великая Россия. И если душа России состоит из духа каждого отдельного гражданина, то это устами Достоевского говорит дух России, ее планы и ее стремления, которым в скором времени предстояло осуществиться. Автор: С.М. Махмудова, доктор филологических наук, профессор кафедры «Лингводидактика и межкультурная коммуникация» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» Московского государственного психолого-педагогического университета.
Контактное лицо: Марина (написать письмо автору)
Компания: Московский государственный психолого-педагогический университет (все новости этой организации)
Добавлен: 15:50, 23.06.2021
Количество просмотров: 264
Страна: Россия
Финансовая модель ТГУ отмечена за высокое качество, Тольяттинский государственный университет, 04:09, 18.12.2024, Россия |
65 |
Тольяттинский государственный университет (ТГУ) получил награду II Всероссийского форума руководителей финансово-экономических служб образовательных организаций высшего образования. |
|
Столичный профессиональный колледж: Ваш путь к успешной карьере в искусстве, банковском деле, туризме, юриспруденции, Столичный профессиональный колледж, 04:07, 18.12.2024, Россия |
37 |
Столичный профессиональный колледж рад объявить о широкомасштабном наборе студентов на 2025 учебный год. Мы предоставляем уникальную возможность получить качественное образование в областях: искусство, банковское дело, туризм, юриспруденция. |
|
|
|