|
Как помочь ребенку подружиться с математикой в начальной школе. Советы эксперта
Как помочь ребенку подружиться с математикой в начальной школе. Советы эксперта О развитии математических способностей в начальной школе, необходимости самоконтроля и роли родителей в учебном процессе рассказала Юлия Глаголева, зав. кафедрой начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, автор пособий по математике серий «Проверь себя» и «Внеурочная деятельность» издательства «Просвещение» (входит в одноименную Группу компаний).
– Юлия Игоревна, можно ли утверждать, что математика – предмет повышенной сложности, а для ее освоения уже в начальной школе нужны особые способности?
Это некорректное утверждение. Безусловно, есть дети, более способные к математике, талантливые и даже одаренные, а есть те, кому математика дается непросто. Но так можно сказать про любой учебный предмет и вид деятельности: язык, литературу, искусство, конструирование. Освоить математику на базовом уровне могут все без исключения младшие школьники, которые учатся по общеобразовательным программам.
– Почему же у детей возникают трудности? В начальных классах немало тех, кто испытывает сложности с вычислениями даже на базовом уровне.
Зачастую истоки подобных проблем нужно искать в предшкольной подготовке. Некоторые считают необходимым «заложить» в ребенка некую базу математических знаний, заставляя механически запоминать таблицы сложения и умножения. Но математика – это умение анализировать, сопоставлять, обобщать, рассуждать, доказывать. Ребенок может плохо переводить одни единицы измерения в другие из-за того, что в свое время не пробовал измерять длину разными произвольными мерками. Может плохо решать задачи на умножение из-за того, что не составлял таблицу умножения сам. Чтобы преуспеть в математике, важно находить «свой способ» решения задач. Нужно понять задание, при необходимости смоделировать, спланировать решение, визуализировать понятия «число», «отношения», «величина». Возможно, нужно эту задачу нарисовать, начертить или выделить ключевые слова, то есть помочь найти «свой способ».
– Как выявить проблемы, которые мешают ребенку справляться с заданиями по математике? Можно ли это сделать, не прибегая к помощи учителя?
Можно. В рамках текущего контроля есть задания, которые помогают определить конкретные дефициты – понимание текста, моделирование, выбор действия. Например, требуется соединить задачу и ее решение, и так далее. Подобные задания содержатся и в пособиях для самопроверки серии «Проверь себя». Экспресс-диагностика достижений младших школьников важна и для учителей, и самих учеников, и их родителей.
– Чем полезна такая диагностика?
Педагоги могут получить быструю обратную связь о результатах обучения на уроке, выявить проблемы у всего класса или отдельных школьников. Ученик благодаря пособиям может закреплять и повторять изученное, работать над заданиями, которые вызывают трудности. А родители могут понять, на каком уровне изучения математики он находится. Например, в серии книг «Проверь себя» представлены два вида пособий – «Тесты» и «Проверочные работы». Задания в них разделены на три уровня сложности – базовый, повышенный и высокий.
– Уместно ли изучение математики в начальной школе на разных уровнях?
Предлагая детям задания высокого уровня, можно выявить тех, кто проявляет сильные математические способности и уже с пятого класса наверняка выберет соответствующий образовательный маршрут. Это может быть математический класс или школа, участие в олимпиадах. Для работы с такими учениками выпускаются пособия «Внеурочная деятельность» и «Олимпиады и турниры», пособия «Развитие математических способностей» и «Математика: олимпиадные задания». Книги по внеурочной деятельности позволяют ученикам использовать умения, полученные на уроке, для решения творческих, занимательных, олимпиадных задач.
– Нужно ли поощрять самостоятельность учеников в решении математических задач, если речь идет о начальной школе?
Изучение математики – это формирование комплекса умений, в том числе, для решения задач. Любые умения формируются постепенно, поэтому не стоит требовать от первоклассника, недавно узнавшего, что такое задача, самостоятельного решения и тем более их оформления по правилам. Доля самостоятельной работы должна увеличиваться постепенно, и помощь для разных детей будет отличаться. Например, есть методический прием – «объяснение готового решения». Некоторые учителя и родители могут уделять ему недостаточно внимания, а зря. Объясняя готовое решение, ребенок может выделить величины, с помощью текста задачи объяснить, что каждая из них обозначает, установить взаимосвязи, соотнести их с арифметическими действиями, понять план решения. Это продуктивнее, чем решение однотипных задач на скорость.
– Что важно делать родителям в рамках учебного процесса ребенка?
На мой взгляд, родителям не стоит перекладывать на ребенка свои амбиции и ожидания – например, требовать, чтобы он занимался математикой дополнительно как можно больше, потому что это модно или нужно для поступления в вуз. Не нужно выполнять домашнее задание вместо ребенка или тратить много времени на попытку объяснить его. У ребенка должно быть право на ошибки – их увидит учитель и поймет, как работать с ним в дальнейшем. Задача родителей – сопровождать и поддерживать детей в обучении, в стремлении к их успехам, помогать в преодолении трудностей, создавать оптимальные условия для домашней работы и отдыха, взаимодействовать с учителями, если ребенок не справляется с программой или же, напротив, хочет и может осваивать более сложный материал. Важно понять, что ребенок – это человек со своими интересами и способностями.
Контактное лицо: Елена (написать письмо автору)
Компания: ГК Просвещение (все новости этой организации)
Добавлен: 15:58, 24.08.2020
Количество просмотров: 473
Страна: Россия
Почтили память освободителей Воронежа, Филиал "Южный" компании "ЛокоТех-Сервис", 05:37, 28.01.2025, |
92 |
24 января представители молодежного совета филиала «Южный» компании «ЛокоТех-Сервис» приняли участие в церемонии возложения венков и цветов к Вечному огню на Аллее Героев. Мероприятие было посвящено
82-й годовщине освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. |
|
Более 5000 человек стали обладателями «Карты гражданина Молдовы в РФ» с доступом к соцуслугам, безлимитной мобильной связи, юридической поддержке и репатриации., Культурно-образовательный центр Молдовы, 05:31, 28.01.2025, Россия |
40 |
Социальную программу для поддержки граждан Молдовы в России запустили в октябре прошлого года. Именная пластиковая карта с уникальным ID открывает доступ к бесплатной телемедицине, неограниченной сотовой связи с родными, участию в деловом сообществе, культурных и образовательных мероприятиях национального центра, а также к посмертной репатриации на родину. |
|
В Карелии начинается реализация проекта «Отраслевая смена «Каникулы.Пром», Физическое лицо, 05:18, 28.01.2025, Россия |
38 |
Основной целью проекта является, содействие профессиональному самоопределению обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений Республики Карелия, через создание студенческой профориентационной бригады техникума и проведение профориентационных мероприятий в 2025 году. |
|
|
|